Татьяна Карабанова
Особенности старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самыми важными сторонами психофизического развития старшего дошкольного возраста является развитие крупной и мелкой мускулатуры. Координация движений неразрывно связана с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и поведением в целом.
Важнейшим достижением этого возраста является то, что многие движения и действия становятся осознанными. Ребенок регулирует их силу, т. е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой. Поэтому дети 5-6 лет свободно выполняют правила подвижной игры, могут более длительно рассматривать книги, заниматься художественным творчеством.
Публикация «Особенности старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника является умение регулировать своим сознанием.
Более отчетливо изменения в развитии детей 5 лет можно заметить, если понаблюдать за детской игрой. Тогда вы увидите, что в ней, в основном, отражается взаимоотношения между людьми. Игра в детском саду объединяет детей общим смыслом, ребята начинают действовать согласованно, но при этом каждый пытается внести в игру свою инициативу, проявить фантазию, показать свой опыт. Взрослым нужно следить за тем, во что и как играют дети, при необходимости помочь советом, не лишая при этом самостоятельности, так как игра является средством воспитания.
В процессе игры происходит развитие мышления и речи детей (ребенок рассказывает о замыслах, стремлениях, что и как будет делать, во что играть).
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность в новой трудовой деятельности. Дети старшей группы выполняют более сложные трудовые поручения, как дома, так и в детском саду. Они способны работать сосредоточенно, меньше отвлекаются, сообща, могут договориться и оказать помощь друг другу. У ребят развивается чувство ответственности перед другими детьми. Старшие дошкольники уже могут оценивать свои работы и работы своих товарищей.
Очень важно продолжать работу по подготовке детей к трудовой деятельности, которая была начата еще в младшей группе.
Более точным и полным становится восприятие детей старшего дошкольного возраста. Дети уже могут следовать плану, который наметил воспитатель, могут отделять главное от второстепенного.
Также происходит развитие произвольного внимания. Воображение ребенка становится более богатым. Все это требует развития, как в детском саду, так и дома.
Чувства детей этого возраста становятся более глубокие и эмоциональные, чем были до этого. Начинают появляться зачатки интеллектуальных, эстетических чувств. Они уже видят и радуются красоте в природе и обстановке, дети получают удовольствие от хороших песен, пытаются сделать красивыми свои рисунки, более содержательными игры. Развивается и нравственное чувство – дети испытывают радость от того, что оказали помощь другу, хотят быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, и на деле выражают эти чувства.
Таким образом, в связи с возрастные особенности детей 6-го года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
- развивать движения детей, мелкую моторику, которая необходима для обучения навыкам письма;
- воспитывать самостоятельность;
- закреплять представления о предметах окружающей действительности;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов;
- совершенствовать все стороны речи;
- воспитывать дружеские отношения между людьми;
- развивать волевые качества;
- формировать элементы общественной направленности каждого вида деятельности;
- развивать художественно-творческие способности.
Данные задачи решаются совместными усилиями детского сада и семьи, акцентируя внимание родителей на своеобразии решения этих задач дома.