Приложение МААМ

Особенности психологической готовности к школе детей 6–7 лет с различными психоэмоциональными состояниями

Светлана Дворник
Особенности психологической готовности к школе детей 6–7 лет с различными психоэмоциональными состояниями
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности психологической готовности к школе детей

6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Публикация «Особенности психологической готовности к школе детей 6–7 лет с различными психоэмоциональными состояниями» размещена в разделах

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы :

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, специалист должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :

– понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, ко-торые влияют на успешность в школьном обучении.

Тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

(«Краткий психологический словарь», 1985 стр. 361).

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

• внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.);

• нарушения внутрисемейного и / или внутри школьного взаимодействия, а так-же взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С., 1988 и др.);

• соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

• негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

• неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

• противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

Как ни странно, школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2001). Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что этот возраст знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет», неудивительно, что шести - семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника. О важности этого процесса говорит хотя бы тот факт, что Всемирной организацией здравоохранения этот период называется периодом «школьного шока». В целом, в младшем школьном возрасте повышенная школьная тревожность однозначно рассматривается как показатель школьной дезадаптации, поскольку, как указывалось выше, не имеет под собой личностных предпосылок. Тревожность она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве работы ребенка со стороны воспитателя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность к себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реак-цию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий (26; с. 23-42) «Негативистическая демонстративность». Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Демонстративность как личностная особенность формируется рано. Такие Дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же или больше внимания другому ребенку. Лидеры или озорники, но всегда на виду. За этим поведением стоит чрезвычайно высокая потреб-ность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше чтоб его отругали и наказали, чем не заметили. Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать. В основе отношения к другим у этих детей лежит стремление превзойти остальных, показать свои преимущества. Эти проявляется в постоянном сравнении своих достижений с успехами других, в демонстрации своего превосходства во всем. Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет - ценит или не ценит, помогает или нет. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не толь-ко на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться. Особый вариант развития негативистическая демонстративность, наиболее неблагоприятный вариант (ребенок стре-мится привлечь к себе внимание через сознательное нарушение правил и требований взрослых, если ребенка просят не кричать, не шуметь, то он делает все наоборот). Так ведут себя дети с эмоциональной депривацией - они не получают от значимых взрослых необходимого тепла и ласки. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести па-тологический характер и перейти в клиническую истерию. Демонстративный ребенок обычно положительно относится к ситуации психологического общения, так как в этой ситуации он может проявить себя перед новым человеком. Контакт гарантирован, если психолог даст понять ребенку, что он ему понравился, похвалит его. Уход от реальности - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках». Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности.

Гиперактивность. В настоящее время некоторые дети (от 8 до 10%) все чаще проявляют такое качество, как гиперактивность. В дошкольном возрасте они доставляли неудобство родителям, а придя в школу, не могут самостоятельно работать, мешают учителю, постоянно отвлекают детей в классе. Американские психологи установили, что всем гиперактивным детям присущи сходные симптомы: невнимательность, импульсивность, сверх подвижность. Они разработали систему критериев, по которым взрослые могут определить, является ли ребенок гиперактивным.

При невнимании:

• имеет незаконченные проекты;

• отличается нарушением устойчивого внимания;

• слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

• с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

• имеет трудности в организации;

• часто теряет вещи;

• избегает скучных задач и таких, которые требуют приложения умственных усилий;

• часто бывает забывчив.

Сверхактивность обнаруживается в том, что ребенок:

• ерзает, не может усидеть на месте;

• проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, ему трудно неподвижно сидеть, он бегает, забирается куда-либо);

• спит намного меньше других, даже в младенчестве;

• находится в постоянном движении (с «мотором»);

• очень говорлив;

Импульсивность. Ребенок с этим качеством:

• отвечает до того, как его спросят;

• не способен дождаться своей очереди;

• часто вмешивается, прерывает говорящего, не может ждать;

• плохо сосредоточивает внимание;

• не может дождаться вознаграждения, о том чтобы его отложить, и речи быть не может;

• не может регулировать свои действия ( повеление ребенка плохо подчиняется правилам: хочет сейчас — и ломает правило);

• имеет разный уровень выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других — нет).

Если в возрасте около семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше моментов, мы можем предположить, что ребенок является гиперактивным. Ребенка с ярко выраженной и постоянно проявляющейся гиперактивностью следует показать врачу. Но не всякий ребенок, который не может усидеть на месте, постоянно бурлит, извивается, носится как сумасшедший, может быть отнесен к категории гиперактивных. Многие дети на ранних этапах онтогенеза проявляют повышенную двигательную активность. (4; с. 224)

Проблема застенчивых детей.

Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешне поведенческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Но в школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Ведь уроки в значительной степени строятся на общении. На перемене застенчивый ребенок окажется не самым разговорчивым в компании из трех-четырех человек, но будет внимательно слушать, А вот во время занятой, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми. Здесь застенчивость превращается в серьезное препятствие: ребенок может блестяще подготовиться дома и не ответить, постеснявшись отвечать на уроке перед всем классом. Во всем этом есть, как минимум, два негативных аспекта.

С одной стороны, такое молчание перед классом будет наверняка расценено учителем как незнание материала (застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память). По следуют отрицательные оценки, которые станут поводом для расстройства родителей. Может сложиться ложное впечатление, что к их ребенку откосятся предвзято или же (поскольку он усердно занимается, но это не приносит результатов) что ребенок отстает в развитии. А причина лежит совсем в другой плоскости. Ребенок, занимающийся больше других и отвечающий хуже других, не виноват в собственной застенчивости, от которой страдает. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка. Для застенчивого ребенка любое выступление перед аудиторией — это дистресс, то есть чрезмерно перенапряжение. В школе же застенчивому ребенку грозит не разовый дистресс, о котором можно забыть, а ежедневный, повторяющийся и предчувствуемый заранее. Можно предположить, что за несколько уроков в день ребенок переживает такое состояние неоднократно. Отсюда начинается разрас-тание проблемы: дистрессы, берущие начало в застенчивости, могут стать причиной школьных страхов. Ведь ребенку приходится не только выступать перед группой из 20—30 человек, но еще и получить оценочное суждение в свой адрес: «Ты хорош, ты молодец» или «Ты плох, ты ничего не знаешь». Решить проблему застенчивости не так просто, это требует терпения. Родителям ребенка, проявляющего признаки застенчивости, мы посоветуем еще до школы заняться ее искоренением. Ведь она — безусловно и однозначно отрицательная черта. Способы борьбы с застенчивостью зависят прежде всего от степени ее проявления у вашего ребенка. Если она не очень высока, то с ней можно справиться своими силами. И здесь основным «лекарством» снова будет постепенный, размеренный тренинг. Неверно думать, что застенчивого ребенка следует щадить и оберегать от контактов. Наоборот, его следует как можно чаще включать в контакты, причем стараться, чтобы в процессе общения он чаще брал на себя не психологически удобную и привычную для него функцию слушателя, но играл активную роль участника, собеседника, инициатора общения. (32; с. 15-20)

Проблема агрессивности.

Проблема адаптации связана с вхождением ребенка В новую для него среду общения, в класс, в микрогруппу. Один из мощных факторов, негативно влияющих на адаптацию (помимо застенчивости, — это агрессивность. Агрессивность, как и застенчивость, может создать и внутриличностные трения, и проблемы с успеваемостью. Понятие агрессии очень широко. Определить повышенный уровень агрессивности у ребенка помогут поведенческие реакции. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, причем проявления ее могут быть как физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микрогруппой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. И таким образом ребенок в ответ начнет получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, которое агрессивный ребенок будет испытывать чаще остальных, что также укрепляет его агрессивность — образуется порочный круг, вернее, восходящая спираль. Ребенок приходит в школу, может быть, с незначительной степенью агрессивности. Но каждая негативная, враждебная реакция (пусть исходящая и не от всех детей, а от нескольких) в ответ только укрепляет ребенка в мысли, что к нему плохо относятся, стимулируя его агрессивность, которая в следующий раз проявится еще более резко. Как видим, повышенная агрессивность не несет в себе ничего хорошего со всех точек зрения: и с точки зрения воздействия на окружающих, и в отношении реакции родителей, и для самого ее носителя. Не говоря уже об отношении учителя, которому волей-неволей придется вникать в эту проблему и который, вероятно, негативно оценит агрессивного ре-бенка, что только подтвердит мнение остальных детей. Конечно, желательно заранее предусмотреть снятие проблем, которые неизбежно появятся у такого ребенка. Старое медицинское правило гласит; «Болезнь легче предупредить, чем вылечить». Как же применить его к агрессивности рекомендуется строить так, чтобы предупреждать ее вспышки. Впрочем, подобная профилактика хороша идо того, как эти признаки возникнут вообще. (32; с. 22-26) Мы рассмотрели некоторые психологические особенности развития старшего дошкольника, которые важны для начального этапа обучения в школе. Надо помнить о том, что по мере возрастного развития человека доминирующую роль будут играть другие психические функции, а также их сочетание.

Изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе. Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате не-сформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника».

Как результат освоения дошкольной образовательной программы качества ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как ребенок уходит из детского сада в школу. Но на протяжении всего дошкольного возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных в проекте качеств. При этом должны определяться параметры развития ребенка. Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития – обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные).

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7 годам почти половина детей особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обуче-ния. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку. Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информаций. Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок порой воспринимает и неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, казалось бы, ничего не значащие неосторожные реплики о школе, учителях, системе образовании вообще, об отношении родителей к учебе в своем детстве. Дети воспринимают и эмоциональную окраску этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешку или цинизм. Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом, а в первую очередь своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке желание учиться.

Публикации по теме:

Организация сетевого взаимодействия с различными организациями Слайд № 1 «Организация сетевого взаимодействия с различными организациями»Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к.

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Использование бросового материала при создании пособия для знакомства детей с различными видами материаловИспользование бросового материала при создании пособия для знакомства детей с различными видами материалов Одно из наиболее важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста сейчас является экологическое воспитание. Педагоги совместно.

Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природыЛэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук "Вода"Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологической готовности к школе детей 6–7 лет с различными психоэмоциональными состояниями
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 22:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психологической готовности к школе детей 6–7 лет с различными психоэмоциональными состояниями» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дворник (УИ 74032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД