Наталья Беляева
Особенности проявления доброжелательности во взаимоотношениях дошкольников со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе основной путь социально-нравственного воспитания детей состоит в постоянном практическом приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям.
Задачи воспитания и развития детей в этом возрасте таковы:
Воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям т. е (быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей);
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе. ;
Обогащать социальные представления о людях.
Темочки:
Чтобы изучить особенности проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей между собой (со своими сверстниками, я решила применить диагностику, а именно -диагностические ситуации.
1. Диагностическая ситуация "Порадуй друга"
Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях линии поведения.
Я предложила детям нарисовать рисунки на тему "Моя любимая сказка".Все рисунки получились яркими, красивыми. После окончания работы я вспомнила, что Дарина и Миша давно не ходят в детский сад, болеют. Я подчеркнула, как одиноко им дома, как обе они хотят побыстрее вернуться в детский сад, в свою группу, к своим друзьям. После я предложила всем желающим послать свои рисунки Дарине и Мише. Те, кто хотел обрадовать детей,отдавали рисунки мне и я их сложила в большой конверт. А дети, которые предпочли, чтобы их рисунок висел в группе, сложили их на отдельном столе.
В итоге из 25 рисовавших детей:19 с готовностью предложили свои рисунки, 2 отказались это сделать и 4 сделали окончательный выбор после колебания -отдать.
Данная ситуация показывает, насколько отзывчивы дети по отношению к сверстникам.
2.Диагностическая ситуация "Дежурные"
Цель:- выявить умение детей проявить внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других людей.
Закончилось занятие по изобразительной деятельности. Дежурные только начали убирать со столов, протирать их, подкладные листы, мыть кисти, баночки из-под воды, складывать краски. В это время няня сообщает, что она принесла сок и ждёт их за столами, после того как они вымоют руки. Все дети устремились в туалет, к раковинам. Но я напомнила, что дежурные ещё не закончили уборку и сразу со всеми пойти не могут. Возникла некая ситуация: как быть? Подождать дежурных или всем начать пить сок.
Выбор решения предстоял сделать детям. В группе на тот момент было 23 человека. Бросились на помощь практически все -21, 2 сели за стол.
3.Диагностическая ситуация "Помогаем друзьям"
Цель: побудить детей активно проявлять внимание к сверстникам, искать справедливые способы решения возникающих в группе проблем.
На занятии по лепке "Жаворонок" дети получили пластилин. Но обнаружилось, что Георгию и Насте не хватило коричневого пластилина., я сделала вид, что ищу эти два куска, но сообщаю, что коричневый пластилин закончился. Возникла проблема- как поступить?.И стала рассуждать вслух:
" Может Георгия и Настю отпустить с занятия, пусть идут играть? Слепят в другой раз, когда я куплю пластилин. Как же нам быть?"
Дети начинают высказывать свои предложения. 10 человек советуют отпустить (на занятии 15 человек, но Славик, Ваня, Серёжа, Артём, Маруся вносят предложение -поделиться своим пластилином. Я похвалила их за правильное решение:"Настоящие друзья, не оставили в трудный момент Георгия и Настю, сразу решили помочь".Остальные дети, услышав эти слова- успокоились. Но я продолжала рассуждать вслух : " Я подумала, что если Славик,Ваня, Серёжа, Артём и Маруся поделятся с Георгием и Настей, то у них останутся маленькие кусочки глины. Разве из такого маленького кусочка получиться хорошая птичка? "Нет!"-ответили мне дети. Я продолжила: "Тогда как сделать так, чтобы у Георгия и Насти появился ещё пластилин, а у тех детей кто поделился с ними не остались маленькие кусочки".Дети задумались и в результате обсуждения все пришли к выводу, что каждый может отделить маленький кусочек пластилина от своего и получиться два больших куска для Георгия и Насти.
Так, в ситуации выбора дети получили конкретный пример справедливого разрешения проблемы и доброжелательного, чуткого отношения друг к другу.
На основе данных наблюдений за проявлениями внимания и заботливого отношения детей к сверстникам в повседневном общении составляются характеристики доброжелательных взаимоотношений детей.
Высокий уровень- доброжелательных взаимоотношений выражается в преобладающем проявлении дружелюбия и внимания к сверстникам, в умении учитывать в общении эмоции и чувства других детей, в готовности помочь, поделиться своим опытом, проявить участие к проблемам сверстника. В ситуации дети самостоятельно делают выбор. (таких 19 человек)
Средний уровень. Ребёнок положительно настроен по отношению к сверстникам. Самостоятельно проявляет доброжелательность избирательно- по отношению к близким друзьям и тем, к кому в настоящее время испытывает интерес и симпатию. По отношению к остальным детям допускает отдельные негативные действия (неуступчивость, конфликтность, но понимает неоправданность таких действий, прислушивается к советам воспитателя и стремится к примирению. В ситуациях выбора делает справедливый выбор, следуя примеру других детей. (таких детей-7)
Низкий уровеньнь. Проявляется в неуступчивости доброжелательного отношения ребёнка к сверстникам, ситуативного характера, с выраженными эгоистическими тенденциями, и нежелании учитывать интересы других детей. В ситуациях выбора преобладают личный интерес, неумение поставить себя на место сверстника, понять его проблемы. Наблюдается частая конфликтность, отсутствие самостоятельности и инициативы в проявлении участия и помощи сверстникам (только после напоминания и побуждения воспитателя) (таких -2 детей)