Татьяна Кащеева
Особенности поведения детей летом в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на природу и дачу. Но даже в летний период достаточно много детей остается в городе. На летний период группы детского сада объединяются, и мы имеем дело с разновозрастной группой детей.
Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей.
Публикация «Особенности поведения детей летом в разновозрастной группе» размещена в разделах
По моему мнению, особое внимание необходимо уделять тем детям, которые пришли на время летнего периода из других групп. Таких детей нужно всячески поддерживать, уделять им чуть больше времени и внимания. В нашем случае к нам в группу приходили дети младшего возраста. Мы старались детей не оставлять в стороне. Дети нашей группы с удовольствием знакомились, показывали игрушки, и с заботой относились к детям, которые пришли к нам в группу. В это время происходила передача опыта старших детей – младшим, для которых старшие являются и образцом и организаторами их деятельности.
Общения младших дошкольников со старшими создает лучшие условия для воспитания таких качеств, как взаимопомощь, особенно помощь старших младшим, забота старших о младших, самостоятельность, дружеские отношения, трудолюбие, организованность и т. д.
Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной или смешанной группе.
При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений.
Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.
При создании условий следует соблюдать три основных требования:
• Первое требование заключается в педагогически правильном и целесообразном размещении игровых зон.
Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.
• Вторым требованием является наличие многофункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования.
Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.
• Третье требование связано с учетом своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.
Например, для детей четырех лет еще характерны игры в малых группировках. Ребята объединяются для игр по 2-3 человека. Им не нужен большой по размеру домик для игр с куклами. Старших же дошкольников не устроит малогабаритный домик, так как они объединяются в игровые группы по 5-6 и более человек, количество ролей значительно расширяется, их игры приобретают характер коллективных, им нужна большая площадь.
Иногда старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малышей потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями. Поэтому впервые же дни совместного пребывания детей, мы познакомили их с правилами поведения в группе. К таким правилам относились: «правила поведения за столом», «Правила в игре», «Правила для книжного уголка» и другие. Была проведена беседа о безопасности в помещении детского сада и показали детям знаки безопасности. К ним относятся: Острые углы, нельзя кричать, драться, брызгаться водой, осторожно дверь и т. д. Детям очень понравились и правила и знаки, и они с удовольствием стали их применять. В этом помогали им старшие дети, потому что данные правила и знаки были сделаны ими в течение учебного года.
Так как большую часть времени летом мы проводим на свежем воздухе, было предложено детям сделать правила и знаки для прогулки. С этой задачей мы справились и получились такие правила: «На прогулке не пачкайся», «не ходи в мокрой одежде», «если друг попал в беду, помоги ему», «если что-то болит, скажи воспитателю», «не обижай никого вокруг», «не дразнись и не обзывайся», «не стесняйся отпроситься в туалет», «не брызгайся водой», «не срывай растения», «не снимай головной убор», «не бросайся песком». Правила были размещены на веранде и дети пользовались ими в играх, совместной деятельности, трудовых поручениях и т. д.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра.
В нашей группе были использованы сюжетно-ролевые игры такие как «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», а также различные ситуации для её обыгрывания. Данные игры были хорошо известны детям младшего возраста, поэтому затруднений названные игры не вызвали.
Дидактические игры были в соответствии с возрастом детей. Запретов на пользование теми или иными играми не было, но детям советовали то, что им больше подходит по возрасту. Дети играли в такие игры как, «мозайка», «пазлы», лото «мебель», «что где растет», ходилки и т. д.
Большое внимание в летний период уделялись играм с песком и водой. Как младшие, так и старшие дети с удовольствием проводили большую часть времени за этими занятиями. Разница лишь заключалась в том, что детям младшего возраста необходимо было меньше времени и пространства для постройки. Дети старшего возраста объединялись в подгруппы и создавали большую постройку, затем её обыгрывали.
Огромное значение в летнее время имеет двигательная активность детей. Были использованы такие игры как, «Хитрая лиса», «Совушка-сова», «Лиса в курятнике», «Круг, кружочек», «Гуси-гуси» и т. д. Затруднения возникли у младшего возраста из-за несоблюдения инструкций и правил игры. Но проиграв несколько раз в какую-либо игру, у детей стало все получаться и затруднений больше не возникало.
Труд в летнее время играет не маловажную роль. Младшие дети стремились во всем подражать старшим. Они помогали в выносе игрушек, поливке участка, мытье игрушек. Если у младших что-то не получалось, дети старшего возраста помогали им.
Объединение детей разного возраста влияет и на культурно-гигиенические навыки. Дети старались самостоятельно одеваться, лучше стали мыть руки и сидеть за столом, соблюдая правила поведения.
За период пребывания в разновозрастной группе, дети научились играть в совместные игры, лучше контактировать друг с другом. Лучше усвоились правила поведения в детском саду, культурно-гигиенические навыки. Старшие дети стали доброжелательнее относиться к младшим.
Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если педагоги и родители ответственно подойдут к его организации, будут чутко реагировать на пожелания детей.