Елена Чувичкина
Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха
Публикация «Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах» размещена в разделах
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
«Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается»
Дошкольный возраст – тот период детства, в котором вместе с развитием познавательных способностей происходит развитие качеств личности. Социальные условия, в которых пребывает ребенок. Влияют на развитие не только его социальных и общественных качеств, но и сугубо индивидуальных. Личность в психологии рассматривается как система отношений не только к окружающим людям, окружающему миру, а и к самому себе.
Самосознание формируется в дошкольном возрасте. Под самосознанием понимаем отношение к себе, осознание себя как физического, общественного и духовного существа. Именно в этом возрасте происходит развитие мотивов поведения, которые дети связывают с миром взрослых, которые в дальнейшем и становятся основой поступков ребенка, в частности волевых
Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д.
Обучение и воспитание ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В дошкольном периоде ребенок обретает обширный запас знаний, навыков и умений, которые по своему объему сравнимы со знаниями полученные в ходе выполнения образовательной программы в школе. Но в отличие от школьной программы, в дошкольном возрасте вся программа обучения и воспитания усваивается особым путем, попутно с игровой деятельностью, и все это происходит до 6 – 7 лет
Дети создают свое игровое пространство с помощью той развивающей предметно-игровой среды, которую им создают взрослые.
Таким образом, от того, как организовано воспитание ребенка, зависит его развитие. В игре ребенка происходит процесс отражения и преобразования окружающей действительности.
На основе исследований отечественных ученых игровое пространство можно определить как «специально организованную социокультурную предметно-пространственную среду, являющейся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития».
Среда групповых помещений должна быть оснащена как общими материалами для формировании гендерной принадлежности, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. С 2 до 7 лет ю решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми и как следствие, разную предметно-развивающую среду :
1. Младший возраст. В возрасте от двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность (я знаю, что я девочка я и со мной не произойдет ь изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола ( например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов) Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики».
2. Средний возраст. С четырех до пяти лет основной задачей в работе з с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной е роли. (Я- девочка, и мне это очень нравиться. Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно-развивающей среды в группы является поддержание у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые г имеют выраженные особенности и женского начала (уголок а ряжения, к где присутствуют как платья й для т девочек, так и костюмы для мальчиков)
3. Старший возраст. Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного я пола (мальчик с девочкой). В старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые контакты. Надо / организовать а среду так чтобы девочки играли с мальчиками.
Организованная в соответствии с ФГОС ДО предметно-развивающая образовательная среда будет способствовать всестороннему развитию дошкольников. Следовательно, предложенная нами гипотеза в начале исследования, доказана.
Можно сделать выводы, что окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания.
При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы : возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У ребенка появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.