Светлана Давыдова
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Публикация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» размещена в разделах
Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Так же ранний возраст это период психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое взаимодействие уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
Культурные практики в дошкольном образовании – это ситуативное,, самостоятельное,автономное инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми.
Выделяют следующие виды культурных практик в дошкольном образовании : исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.
В совместной деятельности с ребё нком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- взрослый организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
- взрослый через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
В раннем возрасте доступны следующие культурные практики :
1. Исследовательские (Экспериментирование с материалами и веществами)
2. Коммунитивные (Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого).
3. Социально-ориентированные (Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями).
4. Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно - творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
5. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
Данные культурные практики доступны для детей раннего возраста, так как направлены на усвоение культурных способов употребления предметов. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например,коммуникативная, познавательно-исследовательская).Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
Игра занимает центральное место в жизни ребёнка,являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка,развиваются психические
процессы,формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.