Папки-передвижки

Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками

Ольга Курдина
Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками
▼ Скачать +Заказ

«Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками»

Основной контингент детских садов компенсирующего вида составляют дети с амблиопией и косоглазием. У большинства из них, эти нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.

Публикация «Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками» размещена в разделах

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса.

Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительности движений. Причинами нарушения речи у слабовидящих детей могут быть :

- ограничение возможностей подражательной деятельности

- сужение познавательного процесса

- уменьшение возможностей двигательной сферы

- ограничение визуальных возможностей контроля за языковыми средствами общения

Особенности логопедической работы.

Изучение нарушений речи у слабовидящих детей как сложного дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но и множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического воздействия. Своеобразие комплексной методики заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учетом зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обследования. В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя, в системе разнообразных занятий с детьми. Воспитателями и тифлопедагогами совместно с логопедами определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений.

При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности).

Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с дефектами зрения значительно позже, чем у нормальновидящих, формируются предпосылки игровой деятельности. При планировании логопедической работы основное внимание обращается на работу по совершенствованию фонетической стороны речи. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания, учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков. Особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза.

Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве, и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее должно быть положено формирование знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Учитывая особенности слабовидящих детей, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи.

В основу работы положено формирование речевых стереотипов, накопление которых, строится посредством вычленения обобщающих и контрастных признаков. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам, по опорным словам, а так же по представлениям, которые могут быть сформированы у детей об окружающем мире, по описанию своего опыта. В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. На сформированной речевой основе логопеды переходят к воспитанию навыков автоматизированного звукопроизношения и к обучению операциям по фонематическому анализу и синтезу.

Комплексная, коррекционная и методическая работа требует от логопедов специальных знаний о ребенке с дефектами зрения, об особенностях его развития, способах восприятия и организации различных видов деятельности.

Развитие процессов речи, а так же восприятия и мышления происходит неразрывно. У слабовидящих детей зрение все же остается как основное средство восприятия. Но из-за его недостаточности наблюдается фрагментарность восприятия, что проявляется в трудностях умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание прелагаемого материала. Поэтому к пособиям предъявляются некоторые требования, а именно:

- иллюстрированный материал должен быть четко прорисованным, иметь контрастное расположение, без бликов;

- соотношение с реальным цветом и яркостью тонов с преобладанием красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов;

- четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Наряду с картинным материалом обязательно используются натуральные предметы обихода, муляжи, игрушки-модели, барельефы, аппликации, рельефные изображения.

Важными условиями полноценного овладения речью и умениями пользоваться ею, являются предметно-практические занятия. Они связаны с процессами анализа, сравнения, мыслительными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов.

Для всех используемых на логопедических занятиях игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи детей и этапов коррекционной работы. Например, предлагая дорисовать предмет по точкам, обвести по контуру или сложить целое из частей, необходимо выбрать объект с названием, содержащим звуки, над которыми ведется работа.

После зрительной работы на логопедическом занятии (рассматривания предметов, изображенных на картинах объектов, штриховании предметов) проводится зрительная гимнастика, в которой по возможности используется материал лексической темы.

Так как у детей присутствует снижение абсолютных и дифференцированных порогов слуховой чувствительности и недостаточность тактильных ощущений, наряду с коррекцией зрительного восприятия я веду работу по развитию слухового и осязательного восприятия, а так же задействуем вкусовые и обонятельные представления.

Для компенсации слухового восприятия на занятиях используются:

- звукозаписи (птиц, животных, звуки природы)

- конструктивные особенности предметов (звуки бытовые в виде гудения, скрипа, переливания воды и т. п.)

- опознавательные ориентиры (игрушки, музыкальные инструменты)

Требования, предъявляемые к оборудованию:

- хорошее освещение

- окно чистое, без цветов на подоконнике (для расслабления взора)

- зрительные ориентиры

- фланелеграф с темными и светлыми тонами

- ярко оформленный конец указки

Из всего выше сказанного следует, что логопедическая работа со слабовидящими детьми должна осуществляться с учетом состояния зрения, а развитие зрительного восприятия является основой успешной коррекции речи у детей с нарушением зрения.

Курдина Ольга Николаевна

Публикации по теме:

Календарь праздников для работы с дошкольниками на май месяц Календарь праздников Май1 мая - День Труда 3 мая - День Солнца 9 мая - День Победы 15 мая - Международный день семей 18 мая - Международный.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Лэпбук «Весна» для работы с дошкольникамиЛэпбук «Весна» для работы с дошкольниками Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию очередной лэпбук. В этот раз лэпбук "Весна". Вы уже, наверно, заметили, что.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками
Опубликовано: 16 апреля 2022 в 14:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Курдина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД