Ольга Курдина
Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
«Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками»
Основной контингент детских садов компенсирующего вида составляют дети с амблиопией и косоглазием. У большинства из них, эти нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.
Публикация «Особенности логопедической работы со слабовидящими дошкольниками» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирования общего речевого статуса.
Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительности движений. Причинами нарушения речи у слабовидящих детей могут быть :
- ограничение возможностей подражательной деятельности
- сужение познавательного процесса
- уменьшение возможностей двигательной сферы
- ограничение визуальных возможностей контроля за языковыми средствами общения
Особенности логопедической работы.
Изучение нарушений речи у слабовидящих детей как сложного дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но и множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического воздействия. Своеобразие комплексной методики заключается в том, что изучение нарушений речи этих детей и факторов, их обуславливающих, осуществляется с учетом зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обследования. В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя, в системе разнообразных занятий с детьми. Воспитателями и тифлопедагогами совместно с логопедами определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений.
При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности).
Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с дефектами зрения значительно позже, чем у нормальновидящих, формируются предпосылки игровой деятельности. При планировании логопедической работы основное внимание обращается на работу по совершенствованию фонетической стороны речи. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания, учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков. Особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза.
Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве, и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее должно быть положено формирование знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Учитывая особенности слабовидящих детей, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи.
В основу работы положено формирование речевых стереотипов, накопление которых, строится посредством вычленения обобщающих и контрастных признаков. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам, по опорным словам, а так же по представлениям, которые могут быть сформированы у детей об окружающем мире, по описанию своего опыта. В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. На сформированной речевой основе логопеды переходят к воспитанию навыков автоматизированного звукопроизношения и к обучению операциям по фонематическому анализу и синтезу.
Комплексная, коррекционная и методическая работа требует от логопедов специальных знаний о ребенке с дефектами зрения, об особенностях его развития, способах восприятия и организации различных видов деятельности.
Развитие процессов речи, а так же восприятия и мышления происходит неразрывно. У слабовидящих детей зрение все же остается как основное средство восприятия. Но из-за его недостаточности наблюдается фрагментарность восприятия, что проявляется в трудностях умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание прелагаемого материала. Поэтому к пособиям предъявляются некоторые требования, а именно:
- иллюстрированный материал должен быть четко прорисованным, иметь контрастное расположение, без бликов;
- соотношение с реальным цветом и яркостью тонов с преобладанием красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов;
- четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
Наряду с картинным материалом обязательно используются натуральные предметы обихода, муляжи, игрушки-модели, барельефы, аппликации, рельефные изображения.
Важными условиями полноценного овладения речью и умениями пользоваться ею, являются предметно-практические занятия. Они связаны с процессами анализа, сравнения, мыслительными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов.
Для всех используемых на логопедических занятиях игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи детей и этапов коррекционной работы. Например, предлагая дорисовать предмет по точкам, обвести по контуру или сложить целое из частей, необходимо выбрать объект с названием, содержащим звуки, над которыми ведется работа.
После зрительной работы на логопедическом занятии (рассматривания предметов, изображенных на картинах объектов, штриховании предметов) проводится зрительная гимнастика, в которой по возможности используется материал лексической темы.
Так как у детей присутствует снижение абсолютных и дифференцированных порогов слуховой чувствительности и недостаточность тактильных ощущений, наряду с коррекцией зрительного восприятия я веду работу по развитию слухового и осязательного восприятия, а так же задействуем вкусовые и обонятельные представления.
Для компенсации слухового восприятия на занятиях используются:
- звукозаписи (птиц, животных, звуки природы)
- конструктивные особенности предметов (звуки бытовые в виде гудения, скрипа, переливания воды и т. п.)
- опознавательные ориентиры (игрушки, музыкальные инструменты)
Требования, предъявляемые к оборудованию:
- хорошее освещение
- окно чистое, без цветов на подоконнике (для расслабления взора)
- зрительные ориентиры
- фланелеграф с темными и светлыми тонами
- ярко оформленный конец указки
Из всего выше сказанного следует, что логопедическая работа со слабовидящими детьми должна осуществляться с учетом состояния зрения, а развитие зрительного восприятия является основой успешной коррекции речи у детей с нарушением зрения.
Курдина Ольга Николаевна