Нина Крюченкова
«Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития своего ребёнка, порой воспитывают вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Публикация «„Особенности коррекционно-развивающего процесса в логопедическом детском саду“» размещена в разделах
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Все мы знаем, что наши родители интересуются только питанием детей, считают, что детский сад – это место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине недопонимания.
Как изменить такое положение? Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?
Информационно – аналитическое
С целью установления контакта с членами семей воспитанников, мы начинаем работу с изучения семьи, выяснения воспитательных и образовательных потребностей родителей, для повышения качества педагогической работы. Для этого мы проводим анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных анализируются полученные сведения, выявляются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, формируется представление о специфике семейного воспитания, что позволяет выработать тактику общения с каждым родителем, а нам, педагогам, помогает ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Важным моментом является определение степени «включенности» родителей в воспитательно-образовательный процесс. Сначала это определялось в количественных показателях присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие на детских праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей»; помощь в оснащении коррекционно-педагогического процесса.
Степень «включенности» позволила определить качественные показатели участия родителей: их инициативность, ответственность, отношение к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
• Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Это активные участники педагогического процесса, родители, заинтересованные в успешности своих детей.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Это заинтересованные родители, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
• Родители – критические наблюдатели. Это такая категория родителей, которые воспитывают ребенка формально, «на словах», высказывая критику на результат деятельности ребенка или процесс выполнения работы. Это равнодушные родители.
Изучив особенности каждой семьи, у нас появляется возможность дифференцированного подхода к родителям в вопросах установления взаимодействия через реализацию познавательного и доверительного направления в педагогической практике.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, их развития, обучения и коррекции речи. Реализация этого направления или педагогическое сопровождение семьи, помогает родителям понять, как растет их ребенок, что с ним происходит и как ему оказать помощь и поддержку, то есть делает родителей действительно равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Это возможно при организации совместной работы всех специалистов детского сада : воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, старшей медицинской сестры.
При создании условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями необходимо:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для активизации и обогащения воспитательных умений родителей мы используем активные формы и методы работы, такие как:
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации по темам и выявленным проблемам;
• проведение открытых мероприятий в группе с участием родителей;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• совместные экскурсии;
• Дни общения;
• Дни добрых дел;
• Дни открытых дверей;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• оформление фотоальбома «Портрет моей группы»;
• совместная организация предметно-развивающей среды группы;
• работа с родительским активом группы;
• беседы и тематические встречи с детьми и родителями «Профессии моих родителей» и т. п.
Такие мероприятия «сближают» родительский коллектив, повышают ответственность, развивают творческую инициативу, а главное, формируют воспитательную компетентность родителей и доверительное отношение к детскому саду. СЛАЙД Расширяя познания родителей в области воспитания ребенка, мы реализуем доверительное направление в работе с родителями. Чем больше родитель понимает в вопросах воспитания, тем он более расположен к нам, педагогам. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально! Мы всегда отмечаем положительные моменты, достижения ребенка и семьи в вопросах воспитания, обучения и коррекции речи.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме, с чаепитием, детским миниконцертом или выставкой детских работ. Для этого необходима тщательная подготовка. Начинается такое собрание с приветствия родителей. Простые игры: «Давайте познакомимся», «Будем дружить!» - объединяет взрослых, настраивает их на сотрудничество. Сначала все смущаются, но это чувство быстро переходит в радость и возникает интерес к тому, что происходит. Мягкое освещение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
На каждом собрании мы выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают педагогам в совместной работе с детьми. Приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности, в стихотворной форме:
Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает.
Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют.
Результатом такой работы явилось то, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.