Папки-передвижки

Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»

Людмила Николаева
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Публикация «Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья через организацию различных видов детской деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательной деятельности:

- по результатам диагностики по программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» было выявлено, что у 65 % воспитанников старшей группы отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- наблюдается непонимание потенциальной опасности в быту;

- дети не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом недостатков:

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах организации образовательного процесса по «Безопасности»;

- недостаточное использование нетрадиционных приемов работы с детьми в ОО «Безопасность»;

преобладание педагогом словесных методов работы, над игровыми действиями.

Анализируя организацию воспитательно - образовательного процесса в ДОО было выявлено, что основная общеобразовательная программа ДОО не предлагает дополнительных парциальных программ для овладения детьми содержанием образовательной области «Безопасность». Следовательно, не исключается возможность недостатков в основном процессе применительно в образовательной области «Безопасность».

Можно выделить следующие недостатки в условиях НОД по ОО «Безопасность»:

- в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, отсутствует образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизни;

- недостаточность оснащения предметно-развивающей среды (в т. ч. применительно к ОО «Безопасность»);

- системность взаимодействия с социальными партнерами в данной области по вопросам безопасности;

Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования,

организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности выступает необходимым условием полноценного развития человека. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения ребенка только тогда, когда она осознана и принята им. Вот почему наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных учреждениях, особое внимание следует направить на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применять их в реальной жизни.

Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья.

Формирование профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Дары Фрёбеля».

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся в разделе «Безопасность».

Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:

- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения по вопросам безопасности;

- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: соблюдает правила поведения в опасных ситуациях в быту и на улице, в стандартных и нестандартных ситуациях;

- способен решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту по вопросам безопасности.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение. Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения. Фридрих Фрёбель писал, что воспитание с помощью практической деятельности должно привести ребенка «К ясному самосознанию, к мирному общению с природой, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя. А в настоящее время – и к формированию безопасного поведения в различных условиях жизнедеятельности. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Безопасность» наряду о основной образовательной программой используются авторские программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Просвещение, 2007;) и инновационные технологии «Дары Фрёбеля».

Прежде чем приступить к работе по технологии «Дары Фрёбеля» с использованием игровых модулей необходимо подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать в НОД, в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности детей со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.

Приведем несколько игр с использованием технологии «Дары Фрёбеля» и игрового набора «Дары Фрёбеля».

Игра «Костерок».

Цель: Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов

безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.

Презентация: «История возникновения костра», «Как правильно выбрать место для костра», «Способы разведения костра», «Правила поведения в лесу».

Беседа: «Отдых детей в лесу».

Художественная литература: М. Сапарова.

Совместная деятельность педагога с детьми: выкладывание и разбирание разных видов костра «Шалаш», «Колодец», «Звездочка».

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.

Игра «Знаки дорожного движения».

Цель: Знакомство с безопасным поведением на дороге, формирование первоначальных представлений необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Презентация: «Знаки дорожного движения».

Беседы: «Правила дорожного движения», «Светофор».

Художественная литература: О. Емельянова, Р. Сеф.

Совместная деятельность педагога с детьми: Конструирование знаков дорожного движения, обыгрывание стандартных и нестандартных ситуаций на дорогах.

Самостоятельная деятельность детей.

Игровой набор: шерстяные мячики, основные тела, цветные фигуры, палочки, кольца и полукольца, фишки.

Неограниченные воспитательные и образовательные возможности игрового набора «Дары Фрёбеля в образовательной области «Безопасность» могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым.

Публикации по теме:

Анализ условий по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе Анализ условий, созданных для формирования навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе. Цель ЗОЖ: содержательная область «Здоровье» направлено.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по реализации образовательной области «Безопасность» Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность» Разработала воспитатель МБДОУ д\с №71 «Дельфин».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 22:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД