Людмила Николаева
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность», педагоги планируют и реализуют через решения следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Публикация «Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья через организацию различных видов детской деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательной деятельности:
- по результатам диагностики по программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» было выявлено, что у 65 % воспитанников старшей группы отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- наблюдается непонимание потенциальной опасности в быту;
- дети не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом недостатков:
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах организации образовательного процесса по «Безопасности»;
- недостаточное использование нетрадиционных приемов работы с детьми в ОО «Безопасность»;
преобладание педагогом словесных методов работы, над игровыми действиями.
Анализируя организацию воспитательно - образовательного процесса в ДОО было выявлено, что основная общеобразовательная программа ДОО не предлагает дополнительных парциальных программ для овладения детьми содержанием образовательной области «Безопасность». Следовательно, не исключается возможность недостатков в основном процессе применительно в образовательной области «Безопасность».
Можно выделить следующие недостатки в условиях НОД по ОО «Безопасность»:
- в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, отсутствует образовательная деятельность по формированию основ безопасности жизни;
- недостаточность оснащения предметно-развивающей среды (в т. ч. применительно к ОО «Безопасность»);
- системность взаимодействия с социальными партнерами в данной области по вопросам безопасности;
Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования,
организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности выступает необходимым условием полноценного развития человека. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения ребенка только тогда, когда она осознана и принята им. Вот почему наряду с традиционными формами обучения, принятыми в дошкольных учреждениях, особое внимание следует направить на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применять их в реальной жизни.
Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья.
Формирование профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Дары Фрёбеля».
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся в разделе «Безопасность».
Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:
- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения по вопросам безопасности;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: соблюдает правила поведения в опасных ситуациях в быту и на улице, в стандартных и нестандартных ситуациях;
- способен решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту по вопросам безопасности.
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение. Именно поэтому необходимо создать условия, способствующие воспитанию у детей навыков безопасного поведения. Фридрих Фрёбель писал, что воспитание с помощью практической деятельности должно привести ребенка «К ясному самосознанию, к мирному общению с природой, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя. А в настоящее время – и к формированию безопасного поведения в различных условиях жизнедеятельности. Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Безопасность» наряду о основной образовательной программой используются авторские программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Просвещение, 2007;) и инновационные технологии «Дары Фрёбеля».
Прежде чем приступить к работе по технологии «Дары Фрёбеля» с использованием игровых модулей необходимо подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать в НОД, в образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности детей со взрослыми, в самостоятельной деятельности детей.
Приведем несколько игр с использованием технологии «Дары Фрёбеля» и игрового набора «Дары Фрёбеля».
Игра «Костерок».
Цель: Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций в окружающем мире; способствование освоению способов
безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях.
Презентация: «История возникновения костра», «Как правильно выбрать место для костра», «Способы разведения костра», «Правила поведения в лесу».
Беседа: «Отдых детей в лесу».
Художественная литература: М. Сапарова.
Совместная деятельность педагога с детьми: выкладывание и разбирание разных видов костра «Шалаш», «Колодец», «Звездочка».
Самостоятельная деятельность детей.
Игровой набор: деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные.
Игра «Знаки дорожного движения».
Цель: Знакомство с безопасным поведением на дороге, формирование первоначальных представлений необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Презентация: «Знаки дорожного движения».
Беседы: «Правила дорожного движения», «Светофор».
Художественная литература: О. Емельянова, Р. Сеф.
Совместная деятельность педагога с детьми: Конструирование знаков дорожного движения, обыгрывание стандартных и нестандартных ситуаций на дорогах.
Самостоятельная деятельность детей.
Игровой набор: шерстяные мячики, основные тела, цветные фигуры, палочки, кольца и полукольца, фишки.
Неограниченные воспитательные и образовательные возможности игрового набора «Дары Фрёбеля в образовательной области «Безопасность» могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым.