Надежда Редкоусова
«Основные методы, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
"Основные методы, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания в системе дошкольного образования"
Мониторинг уровней нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Мониторинг с детьми по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Публикация «„Основные методы, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания в системе дошкольного образования“» размещена в разделах
Мониторинг с детьми дошкольного возраста проводится два раза: в начале и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отследить динамику развития ребёнка.
Мониторинг исследует следующие показатели:
положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
личностное развитие, произвольность;
социальное поведение, коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий : высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания :
низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
средний уровень - ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого;
высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.
Результаты выполнения заданий заносятся в журнал педагогической диагностики, что позволяет педагогам корректировать индивидуальную воспитательную работу.
Мониторинг с детьми второй младшей группы по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Эмоционально отзывается на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.
Личностное развитие, произвольность.
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Называет членов своей семьи, их имена.
Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, няня, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Социальное поведение, коммуникативность.
Имеет элементарные представления о правилах поведения за столом (спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, пользоваться во время еды салфеткой).
Знает название родного города (поселка).
Мониторинг с детьми средней группы по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста".
Критерии уровня знаний
Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
Сравнивает разные ярко выраженные эмоциональные состояния взрослых и детей. Видит проявление эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса. Сформированы представления о том, все в семье заботятся друг о друге. Различает настроение сверстников; оказывает помощь и внимание нуждающемуся в этом сверстнику.
Личностное развитие, произвольность.
Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает своё имя, фамилию, возраст, улицу, дом, квартиру. Знает некоторые военные профессии
Социальное поведение, коммуникативность.
Освоил элементарные правила культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. Действует на основе определённых правил взаимоотношений, уточняет связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей. Реагирует на негативные действия других детей, их последствия. Может рассказать о своём родном городе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, её роли в защите Родины.
Старший дошкольный возраст
Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников
Контрольные задания по каждому критерию включают в себя:
Когнитивный критерий. Задание «Родной город». Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес. Называть достопримечательности города, площадей, скверов) Предварительная работа: беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: развивающая игра «Где находится» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями, фишки. Методы : беседа, игра, запись ответов детей. Ход: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать архитектурный объект и обозначить его фишкой на карте.
Мировоззренческо - ценностный критерий.
Задание «Государственная символика»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города. Материалы: герб, флаг РФ. Методы : беседа. Ход проведения: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные символы города и государства, назвать их, дать им характеристику, объяснить символику.
Мотивационно-потребностный критерий. Задание. «Нравственно- патриотическое отношение» Цель: определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос. Способность мыслить свободно.
Методы : беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы: Какие достопримечательности вы хотели бы посетить вместе с родителями в городе? Что интересное о родном городе ты видел, посещая музеи нашего города?
Исходя из ответов детей, по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном городе у старших дошкольников :
Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и города. Проявляет интерес.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Реб нок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограничениями эмоционально-эстетическая отзывчивость; умение выразить свое отношение к объектам.
Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей
1. Когнитивный критерий, с показателями:
наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов
наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;
способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).
2. Мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями:
способность к аргументированному суждению, оценке;
умение выразить свое отношение к объектам.
3. Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:
эмоционально-эстетическая отзывчивость;
уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Высокий уровень
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.