Людмила Луканина
«Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет) Опыты
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты : 1. «Туча с дождем». Цель: Показать, как образуется туча и дождь. Продемонстрировать круговорот воды в природе Ход опыта : Наливаем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Положим на противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимается вверх и охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Публикация «„Осенние, зимние, весенние явления неживой природы“ для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет) Опыты» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. «Большие — маленькие». Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места)
Игровой материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Ход игры: Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети : выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
3. «Откуда берется иней» Цель: Дать дошкольникам доступное представление об образовании инея Игровой материал: Термос с горячей водой, тарелка. Ход опыта : На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать темную бархатную бумагу. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту бархатную бумагу оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, что так образуются осадки на земле. Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в иней. 4.«Иней на бутылке» Цель: Показать, как при высокой влажности образуется иней. Как пар превращается в иней. Продолжая разговор о свойствах смеси из соли и льда создайте вместе с ребенком иней на вашей кухне. Для этого в непрозрачной ёмкости смешайте соль со снегом или с дробленым льдом (мы использовали кусочки, которые намерзли на внутренних стенках морозильной камеры) и оставьте на блюдце с небольшим количеством воды. Через некоторое время на поверхности банки появится густой слой инея, а вода на блюдце превратится в лед. И все это в теплом помещении. Если вы загляните внутрь бутылки, то увидите, что снег растаял. При этом температура жидкости очень низкая, меньше 0. Из-за этого на наружную поверхность бутылки оседает водяной пар, находящийся в окружающем воздухе (конденсируется) и тут же замерзает, превращаясь в иней. Замерзает и вода в блюдце, образуя ледяную корку. Этот опыт наглядно демонстрирует, как образуется иней на деревьях, когда при высокой влажности воздуха резко снижается температура. Кроме того, этим свойством соли и льда пользуются для быстрого охлаждения напитков перед подачей на стол.
5. «Почему снег мягкий» Цель: Совершенствовать знания детей о снеге.
Игровой материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход эксперимента:. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Предложить детям сгрести снег, а затем ведёрками принести его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
6 «Где лучики» Цель: Показать, как форма снежинок меняется от погоды
Используемый материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход опыта : Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Дети всегда интересуются, не замёрзнут ли деревья зимой. Объясняю, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать 7. «Почему снег греет?» Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Используемый материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой. Ход опыта : Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Как думаете, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. Обращаем внимание детей, как легко дышится в морозный день. Как думаете, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. 8.«Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?». Цель: Помочь детям выявить особенности одежды, защита от тепла и холода. Используемый материал: Подносы для снеговых фигурок. Ход опыта : а прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла. Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла. Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. 9. «Цветные тоннели в ледяной глыбе». Цель: Как соль влияет на таяние. Используемый материал: понадобится достаточно большой кусок льда (я заморозила, полную миску воды, а также соль, пипетка и жидкая краска (мы использовали пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов).
Чтобы было легче извлечь замороженный лёд – облейте миску снаружи горячей водой. Теперь выкладываем лед на поднос или в большую миску. Даём ребенку соль и просим его посолить лед. Начинается самое интересное – мы услышим, как лёд трескается и мы увидим появляющиеся мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам. Для наглядности используйте краску – капайте её на поверхность льда и она будет проникать во все мелкие трещинки и тоннели. Обращаем внимание ребенка на то, что лед начал таять как только мы достали его из морозильной камеры, т. к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором. 10. «Ледяной каток». Цель: Познакомить, что лед скользкий строим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься. 11. «Замерзание жидкостей». Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Игровой материал: Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом.
зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности. Ход игры: Дети рассматривают жидкости, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают
12.«Ледяной секрет». Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Используемый материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают). Ход опыта : Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки. Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
13. «Плавает ли лед?» Цель. Показать детям свойства льда- плывучесть, выяснить, в чём опасность льда для здоровья. Используемый материал: Пластиковые стаканчики из - под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-легко. Ход эксперимента: Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать! Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
14. Ледяная рыбалка: Цель: Показать экспериментальным способом, что предметы ко льду могут примерзать.
Используемый материал: Кусочки льда и нитка.
Ход эксперимента: ребята, сегодня мы с вами будем играть в ледяную рыбалку. Берем в руки ниточку (ее лучше предварительно смочить водой) и на эту ниточку нужно поймать лед, как на удочку без помощи рук и других приспособлений.
Достаем кубик льда из холодильника. Как можно скорее, пока лед совершенно сухой и не стал подтаивать, прикасаемся к нему ниткой и подержите ее на льдинке полминутки - она примерзнет, и льдинку можно будет вытащить за нитку, как рыбку из воды.
Точно так же можно "ловить" один кусочек льда на другой. Надо только прижать их к друг другу на полминуты - и они примерзнут друг к другу. Предлагаю построить такую пирамиду из кубиков льда.
Вывод: Происходит это потому, что лед очень холодный. На его поверхности температура ниже 0 градусов. И вода на мокрой нитке от соприкосновения со льдом тоже замерзает, "приклеиваясь" к кусочку льда. Но делать это надо быстро: пока лед сухой. Как только он чуть подтает, он покроется тоненькой пленкой воды, температура которой уже недостаточна для того, чтобы нитка примерзала.
15. «Как быстрее остынет вода: надо льдом или подо льдом?»
Цель: Опытным путем показать, что чтобы быстрее охладить чай, то холод нужно прикладывать холод сверху, а не снизу.
Используемые материалы: Два стакана чая, кубики льда, два блюдца, кукла.
Ход эксперимента:
Кукла Катя очень не любит пить горячий чай и всегда подолгу ждет, пока он остынет. Мы решили найти способ ускорить этот процесс и опытным путем подобрать самый лучший вариант остужать горячий чай: прикладывая холод сверху или снизу.
Для этого надо налить кипяток в две одинаковые чашки! Одну поставим прямо на формочку со льдом и закроем ее пустым блюдцем (для того, чтобы уравнять шансы со второй кружкой и исключить испарение). Вторую поставим просто на стол, накроем блюдцем, а на него положим кубики льда (столько же, сколько под первой чашкой).
Минут через 15 лед на блюдце растает. Проверяем температуру воды в чашках. Оказывается, что чашка, где охлаждение происходило сверху, остыла сильнее, чем та, где охлаждалась снизу.
Вывод: Дело в том, что теплые газы и жидкости поднимаются наверх, а холодные опускаются вниз. Поэтому если жидкость охлаждать снизу, то ее нижняя часть остынет, но так и останется внизу. Перемешиваться она почти не будет, верхняя жидкость не сможет соприкоснуться с холодным дном и останется горячей. А если жидкость охлаждать сверху, то уже остывшая часть сверху будет опускаться вниз, а наверх поднимется теплая часть, которая, в свою очередь, начнет остывать. Вода в чашке будет циркулировать быстрее и быстрее охлаждаться.
16. «Гром».
Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию. Используемые материалы: Прозрачную ученическую линейку из оргстекла, сухую тряпочку из шелка или шерсти, металлические ножницы. Ход опыта : Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натираем чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближаем один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, несильное потрескивание, как гром.
17. «Радуга в стакане» Цель: показать экспериментальным образом как образуется спектр радуга. Используемый материал: сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов. Ход опыта : В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители: в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан нужно добавить ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа нужно налить в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости», то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга. Если хочется научных разговоров, можно рассказать ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются. 18. «Дождевое облако в банке.» Цель: показать экспериментальным опытом, как образуется капель. Используемый материал : пена для бритья, банка,вода. пищевой краситель. Ход опыта : Наполняем банку водой. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако. Ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки. Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.