Ирина Гусева
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми 4–5 лет «Осенние приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
"Осенние приметы"
(конспект организованной образовательной
деятельности с элементами экспериментирования с детьми 4 – 5 лет)
Гусева Ирина Анатольевна,
воспитатель
2018
Тема «Осенние приметы»
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми 4–5 лет „Осенние приметы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Цель. Формирование у детей 4 – 5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям окружающей действительности.
Задачи:
• расширять представления детей о характерных признаках осени (учить детей самостоятельно находить изменения, происходящие осенью в жизни растений);
• развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности, умение делать простейшие умозаключения и выводы о взаимосвязях между объектами и явлениями природы;
• закреплять представления об овощах и фруктах;
• активизировать речевую деятельность воспитанников (учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы);
• развивать творческое воображение, координацию движений с речью;
• развивать зрительное и слуховое внимание, память;
• воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Словарная работа: осень, осенний, листопад, тяжелее, легче, перелетные (птицы).
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за осенними явлениями в природе (листопад, лужи, стаи перелетных птиц); чтение стихов об осени, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, телевизор, ноутбук (просмотр видеофрагментов осенней прогулки, листья деревьев из цветной бумаги, муляжи овощей и фруктов, природный материал (осенние листья, шишки, камешки, плоды каштана).
Ход занятия
I. Оргмомент (психогимнастика)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
(Дети садятся на стульчики)
II. Ребята, садитесь, пожалуйста поудобнее. Сегодня у нас очень интересное занятие.
1).А чтобы узнать, о чем мы будем говорить, вам необходимо отгадать загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Листья падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся
Что за желтый снегопад?
Это просто (листопад)
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
- Верно. Мы сегодня поговорим об осени.
2).Ребята давайте вспомним, какие осенние явления в природе мы с вами наблюдаливо время прогулки?
(Просмотр видеофрагмента (дети поют первый куплет песни «Падают листья», берут в руки листочки и развевают по ветру)
На прогулке мы с вами видели много разных листьев, которые падали с деревьев. Скажите, как называется это явление? (Листопад)
Молодцы, ребята, а как выдумаете почему, когда мы подбрасывали листья вверх, они летели не прямо вниз, а в сторону?
(Листья летели в сторону, потому что дул ветер)
- Правильно, осенью часто дует ветер. А как вы думаете, что такое ветер?
(Ответы детей)
Опыт 1. «Ветер – это движение воздуха»
Ребята, ветер – это движение воздуха. Сейчас мы с вами сами сделаем ветер - помашите рукой у лица, что вы чувствуете? А теперь подойдите к столу, возьмите по одному осеннему листу, положите на ладошку и подуйте на него или подбросьте его вверх Что произошло (Лист улетел)
-Ребята лист улетел, потому что на него подействовало движение воздуха. Хоть воздух мы не видим, но мы можем почувствовать его движение.
Опыт 2. «Легкий – тяжелый»
Осенью очень часто идет холодный дождик, а после него на дорогах что появляется (Лужи)
-Правильно, листья с деревьев падают прямо в лужи и плавают, как кораблики. Представьте себе, что контейнер с водой – это лужа, возьмите в руки листья и опустите их в воду. Итак, что получилось (Листья плавают, они не тонут)
Теперь давайте попробуем опустить в лужу плод каштана, шишку, камень? Что с ними произошло и почему? (Они тонут)
Правильно ребята, лист и шишка не тонут, потому что они легкие, они легче воды. Камень и каштан – тяжелые, они тяжелее воды, поэтому камень и каштан тонут!
Опыт 3. «Хрупкость – свойство сухих листьев»
Ребята возьмите в руки сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло (Лист сломался)
- Лист сломался, потому что сухие листья – хрупкие. Молодцы ребята, а сейчас немного отдохнем.
3). Физкультминутка (дети с листочками в руках стоят в кругу -
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
- Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листья в корзину и сядем на стульяи вспомним следующий фрагмент нашей прогулки.
4). (Просмотр видеофрагмента (второй куплет песенки о перелетных птицах)
- Ребята, помните,на прогулке мы с вами наблюдали, как по небу летело много птиц,как вы думаете, куда летят эти птицы (В теплые края)
- А почему птицы улетают (Наступила осень, стало холодно, птицам тяжело найти корм)
- Как называются птицы, которые улетают от нас в теплые края, перелетаютна юг? (Перелетные)
Молодцы ребята, когда наступает осень, перелетные птицы улетают на юг. Но некоторые птицы остаются зимовать с нами, об этом мы свами поговорим, когда наступит зима, и мы будем наблюдать их.
5).Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы собирали грибы с белкой и ежиком. (Просмотр видеофрагмента (сценка «как звери грибы собирали», прослушивание последнего куплета песни)
- Ребята, какие грибы можно собирать в лесу? (Ответы детей)
- Ачтоеще нам дарит осень?Какие овощи и фрукты созревает осенью?
(Осенью созревают овощи и фрукты, а в лесу появляется много разных грибов)
-Правильно! А как можно различить овощи и фрукты?
(Овощи растут в огороде на грядках, а фрукты на деревьях. Из фруктов варят компоты и варенье, а из овощей делают салаты и варят суп).
- Давайте с вами поиграем в игру «Собери овощи и фрукты» и посмотрим, как вы различаете фрукты и овощи!
6). Игра «Собери овощи и фрукты» (с муляжами)
Молодцы! Ребята, вот и заканчивается наше увлекательное занятие. Что интересного об осенних явлениях мы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и угоститься яблоками – дарами осени!
Источники информации.
1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада». М. :МОЗИИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй, мир». Москва «Баласс», 2001
3. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (средняя гр.) ЦГЛ Москва, 2004 г.
4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.
5. Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.