Татьяна Кульба
Проект «Осень золотая» для детей младшей группы
Актуальность: У детей данной группы слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: "Зачем и куда улетают птицы?", "Зачем опадает листва?", "Куда прячутся насекомые?" и т. д. Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Возраст детей: 2 - 3 года.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный работник, родители.
Цель: Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам:
"Овощи", "Фрукты", "Осень".
Задачи:
Познание: расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей
в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести
диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать
на него.
Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском
саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественная литература: развивать умения драматизировать
небольшие отрывки из произведений.
Художественное творчество: передавать в рисунке красоту
окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета,
соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично
наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое
восприятие.
Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных
образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на
произведение.
Форма реализации:
1. НОД
2. дидактические, коммуникативные, пальчиковые, подвижные игры;
3. беседы, стихи, сказки.
4. рассматривание иллюстраций, картинок.
Конечный продукт: развлечение - праздник "Волшебная книга", выставка
детских работ, выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями) .
Предполагаемый результат:
1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного
словаря;
3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном
процессе.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами
проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и
родителями.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, стихи,
загадки.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке поделок на тему «Осень золотая»
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем:
Развлечение:
Праздник «Осень золотая»
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
1. Чтение художественной литературы
2. беседы
3. НОД
4. наблюдения
5. рисование
6. лепка
7. дидактические игры
8. пальчиковые игры
9. подвижные игры
Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи):
А. К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап",
"Мишка", РНС "Репка"
Беседы и ФЦКМ: "Осень в гости к нам пришла", "Любимые красоты осени",
"Осень золотая", "Чудесные листья", "Узнай и назови овощи", "Ветерок"
Наблюдения: проводились ежедневно на прогулках согласно плану.
Рисование: "Красивые листочки", "Дождик - дождик: кап - кап - кап".
Лепка: "Грибы для зверят".
Дидактические игры: "Что нам осень принесла", "Собери картинку" (с
осенним пейзажем, "Чудесный мешочек".
Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Осень", «Компот»,
«Овощи»
Подвижные игры: "Кружатся листочки", "Осень", "Солнышко и дождик",
"Птички летят", "У медведя во бору", "Листопад".
Мероприятия по работе с родителями:
Участие в выставке поделок на тему осени.
Заключительный этап:
- оформление выставки детских рисунков: "Осень";
- оформление выставки поделок "Осень золотая";
- развлечение: праздник " Волшебная книга "
Рисование
Задачи. Учить рисовать красками: правильно держать кисть, смачивать ворс
(«хвостик», набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивание».
Создать условия для экспериментирования с новыми для детей
художественными инструментом (кисточкой). Развивать чувство цвета и
ритма.
Материалы. Инструменты. Оборудование. Листы бумаги белого или
светло-голубого цвета, краски гуашевые желтого и красного цвета. Кисти
беличьи или колонковые, стаканчики (баночки) с водой, салфетки бумажные
и матерчатые; красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные
на прогулке.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает красивые осенние листья разного цвета и
размера, собранные накануне на прогулке, и напоминает детям о том, как
они любовались «танцующими» листочками- красными, желтыми.
Оранжевыми…Просит показать сначала желтую краску (такую же, как
листок, затем красную. Выставляет на мольберт лист голубого цвета. Рисует
приемом «примакивание» желтые и красные листочки: «Прикладываю ворс
кисти к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - убираю…Шлёп-шлёп-шлёп…»
Педагог просит детей взять в руки кисточки, проверяет
положение пальцев и помогает взять кисть правильно. Показывает в воздухе,
как нужно рисовать листочки: «шлёп-шлёп-шлёп…» Дети подражают
движениям педагога. Затем воспитатель предлагает нарисовать листики
сухой кисточкой. Дети ставят отпечатки и убеждаются, что на бумаге ничего
нет. Воспитатель поясняет, что кисточка ничего не может нарисовать без
красок. Пошагово демонстрирует все операции и вовлекает детей в точное
подражение:
- берем кисточку в руку:
- окунаем хвостик в воду - кисточка хочет пить (лишнюю капельку отжимаем
о край баночки);
- набираем краску на хвостик (ворс) – окунаем только хвостик, чтобы
кисточка не испачкалась;
- рисуем листики – ставим отпечатки: шлёп- шлёп – шлёп (прикладываем
хвостик к бумаге и сразу же убираем). Дети экспериментируют – ставят
отпечатки на листах бумаги белого или светло-голубого цвета. Воспитатель
показывает детям настоящие осенние листочки разного цвета и спрашивает
детей, почему у них на картинах все листочки одинаковые. Показывает, как
нужно промывать ворс кисти (кисточка купается, и просит продолжать
рисовать новым цветом. В конце занятия дети составляют на полу большую
панораму и любуются красивым листопадом. Воспитатель говорит: «Вот
какие красивые листочки кружатся и танцуют в воздухе!»
Пальчиковая гимнастика «Грибочки».
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик много ел,
От того и потолстел.
(по очереди загибаем пальчики руки, начиная с мизинца. А в на 2-х последних строчках показываем на большой пальчик)
Воспитатель обращает внимание детей на готовый гриб, напоминает детям, что грибок состоит из ножки и шляпки. Затем из белого кусочка пластилина воспитатель показывает, как между ладоней правильно надо катать колбаску (ножку для грибочка) движениями вперед, назад. Если детям сложно катать колбаску между ладоней, воспитатель показывает, как катать колбаску на доске для лепки так же движениями вперед, назад. А затем берет коричневый кусочек, и катает шарик между ладоней круговыми движениями, или на доске, так же круговыми движениями. А затем указательным пальчиком надавливает с одной стороны шарика (шляпки) лунку. В лунку, которая получилась в шляпке, вставляет колбаску (ножку).
Дети начинают лепить «грибочки», а воспитатель по необходимости показывает и помогает детям, которые не сразу справляются с заданием.
По завершению занятия воспитатель хвалит каждого ребенка.
Дидактические игры
"Что нам осень принесла"
Осень в гости к нам пришла,
дети разводят руки в стороны
Дождь и ветер принесла.
постукивают ладошками по ногам
Ветер дует, задувает
машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой
С веточек листву сдувает.
проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот
Листья по ветру кружатся
кружатся
И под ноги нам ложатся
плавно опускаются на пол
"Собери картинку"
Программное содержание: развивает наблюдательность, восприятие
целостного и частичного изображения, речь детей.
Описание игры: Данная игра изготовлена из разрезных картинок.
В коробке находятся картинки с изображением животных (медведя, зайца,
овощей (картофеля, моркови, капусты, фруктов (яблока, груши).
Ход игры: Играть можно как индивидуально, так и подгруппой детей. После
составления картинки можно применить составление описательного
рассказа.
"Чудесный мешочек"
Цель – учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Игровое правило - отгадывать знакомый предмет на ощупь.
Материал – мешочек (с овощами, фруктами)
Пальчиковые игры «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).
Подвижные игры
"Кружатся листочки".
Листья осенние тихо кружатся,
Листья под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят.
Будто опять закружиться хотят.
(Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках).
"Осень".
Осень. По утрам морозы. (Дети встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах жёлтый листопад. (Потом приседают, кружатся на носочках)
Листья около берёзы (Руки на поясе, приседают)
Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой
вправо-влево)
В лужах лёд прозрачно-синий. (Бегут на носочках, останавливаются)
На листочках белый иней. (Приседают)
"Солнышко и дождик"
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь,
друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и
бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на
свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра
хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.
«Листопад»
Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.
Указания взрослого: Осенние листочки кружатся медленно. Осенние
листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят! (летят желтые листья)
Листопад! Листопад!
Листья красные летят! (летят красные листья)
Листопад! Листопад!
Листья зеленые летят! (летят зеленые листья)
"Птички летят"
Цель игры: обучение основным видам движения, развивает
дисциплинированность и внимательность.
На игровой площадке раскладываются обручи. Это гнездышки для птичек. В
каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит:
«Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».
После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по
игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег
и обратно.
Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят
домой.»
После этих слов «птички» спешат занять свободное гнездо.
"У медведя во бору"
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые
движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры:
Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки
двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо,
отводит к себе. Игра повторяется
Волшебная книга.
Цель: Развитие у детей положительных эмоции и интереса к участию в
развлечении.
Задачи:
Расширять представление об окружающем мире
Развивать умение подпевать окончания фраз знакомых песен.
Закреплять умения выполнять знакомые движения по тексту песен-танцев.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемый результат.
Дети с эмоциональной заинтересованностью следят за развитием сюжета.
Активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками и
педагогами.
Вед. одетая Сказочницей, приводит детей в зал.
Под музыку дети садятся на стульчики.
Вед.
Здравствуйте, мои друзья.
Я- Сказочница.
На ваш осенний праздник я пришла.
В подарок книгу принесла.
Показывает большую книгу.
Вед.
Смотрите, какая большая книжка.
Она не простая. Она умеет разговаривать.
Она может показывает живые картинки.
Вед. ставит книжку на ширму.
За ширмой сидит воспитатель.
Он берет книжку и машет ребятам рукой.
Книжка.
Привет!
Здравствуйте, ребята!
Вед.
Покажи, книжка, пожалуйста, нам свои картинки.
К.
А вы спойте мне песенку про осень, я и откроюсь.
Вед.
Мы знаем песенку «Выйдем погулять» и сейчас тебе споем.
Дети около стульчиков поют песню.
К. (открывает страницу, на ней прикреплен большой лист)
Посмотрите, какой красивый осенний лист.
Ой, кто - то к нам бежит.
Под веселую музыку над ширмой появляется Ежик.
Еж.
Я веселый, я колючий Ежик –Еж,
На подушку от иголок я похож.
Я по садику гуляю
И листочки собираю.
А хотите я и вам
Разноцветных листьев дам?
Вед.
Ребята, вы хотите с листочками потанцевать?
Дай нам, пожалуйста, Ежик, много листочков,
чтобы всем хватило.
(Ежик подает листочки)
Мы листочки все возьмем
С ними танцевать пойдем.
Танец с листочками.
Ежик.
Весело тут у вас! Только мне надо бежать –
Свой домик листьями устилать,
Чтобы зимой на них
Тепло и мягко было спать.
До свидания!
Вед.
Понравился вам Ежик?
Давайте попросим Книжку еще что- нибудь нам показать.
Открой, пожалуйста, Книжка.
Другую страницу малышкам.
К.
Страницу открываю.
Праздник продолжаю.
(на странице картинка с морковкой)
Вед.
Смотрите-ка, ребятки, что здесь?
Это грядка, огород,
А на грядке что растет?
Созрел урожай,
Приходи, собирай.
Под музыку на ширме появляется Зайчик.
З.
Я зайчишка быстрый, ловкий.
Где капустка? Где морковка?
Тут и завтрак, и обедНичего вкуснее нет!
(замечает детей)
Ой, как много ребяток!
Боюсь! Боюсь!
Вед.
Выходи, зайка, не бойся!
Ребятки у нас добрые – не обидят никого.
Хочешь они тебе песенку споют
И морковку дадут.
З.
Хочу.
Вед.
Споем, ребятки, песенку про зайчика.