марина машитлова
Проект «Осень — дивная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «ОСЕНЬ – ДИВНАЯ ПОРА»
Тип проекта : групповой, краткосрочный, познавательно-творческий.
Руководители проекта : Машитлова Марина Сергеевна, Алибутаева Рузана Мусарбиевна, воспитатели МКОУ Прогимназии №70 г. Нальчика Кабардино –Балкарской Республики.
Участники проекта : дети средней группы №4, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: с 14 сентября 2020г. по 1 ноября 2020г.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Осень — дивная пора“» размещена в разделах
Дети видят и чувствуют красоту природы, тянутся к ней. Знакомство ребёнка с окружающим его миром обязательно включает в себя и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Чтобы расширить знания детей об окружающем мире и удовлетворить познавательный интерес детей, учитывая, что представление детей четвертого года жизни об объектах природы и временах года еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, был задуман и осуществлен данный проект.
Цель:
Организация педагогического процесса, создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей по изучению природы во всех её проявлениях, в осенний период времени способствующих творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций
Задачи проекта :
1. Образовательные:
- формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями, происходящими в природе в осенний период и в жизни людей осенью;
- расширять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме;
- закрепить знания о пользе овощей и фруктов;
- способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- изучить с детьми объекты живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и сформировать в детях осознанно правильное взаимодействие с окружающим их миром природы.
2. Развивающие:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- развивать интерес детей к наблюдениям, умение замечать сезонные изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
-развивать умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи, объяснять происходящие в природе события;
-развивать наблюдательность, внимание, любознательность;
-развивать познавательную активность детей, воображение, мышление;
-развивать речь детей;
- развивать художественно - творческие способности, навыки рисования карандашами и красками, навыки разрезания и наклеивания, навыки лепки, способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей положительно эмоциональное отношение к природе, умение понимать и видеть красоту природы в разное время года;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- воспитывать у детей привычку употреблять в пищу овощи и фрукты;
- воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, убирать урожай на огороде, убирать опавшие листья;
- вызвать интерес у родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Предполагаемый результат:
- осуществление в группе образовательного процесса по целям и задачам проекта;
- расширить знания и представления детей об осени, её признаках, сезонных изменениях в природе;
- обогащение и активизация словарного запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем мире, а также в процессе знакомства с художественной литературой;
-отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- сформировать у детей знаний об овощах и фруктах (питание, рост, развитие);
дети научатся устанавливать простейшие причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы, в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, сформируется активность и заинтересованности в сотрудничестве с детским садом и в совместной деятельности с ребенком;
-воспитание экологического сознания детей группы;
-участие в конкурсе.
Методы реализации проекта :
• Наглядный
• Словесный
• Практический
• Репродуктивный метод
• Информативно – рецептивный
Реализация проекта
Реализация проекта проходит в три этапа:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
I. Подготовительный этап
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- подбор, подготовка и анализ воспитателями необходимого материала, оборудования соответствующей (научной и методической) литературы для реализации проекта;
- определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
- определение участников проекта;
- постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
- обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе различными иллюстрациями, фотографиями, плакатами с видами природы, природных явлений, дидактическими играми, поделками из природного материала;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- вовлечение родителей в реализацию проекта, консультация для родителей «Все делаем вместе».
II. Основной этап
Основной этап предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников об окружающем мире, непосредственное изучение окружающего мира, практические исследования, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников.
Основная образовательная деятельность.
Познавательное развитие ФЦКМ
Занятие №1
Тема: Что нам осень принесла?
Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Занятие №2
Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…
Цель:Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Занятие №3
Тема: «Прохождение экологической тропы»
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Занятие №4
Тема: Петрушка идет трудиться
Цель: Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Занятие №5
Тема: «Знакомство с декоративными птицами» (на примере канарейки) «Золотая осень октябрь».
Цель: Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.
1. Развитие речи
Занятие№1
Тема: Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
Занятие№2
Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек
Цель: Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
Художественно-эстетическое развитие (Рисование).
Занятие №1
Тема: "На яблоне поспели яблоки"
Цель: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Занятие №2
Тема: "Золотая осень"
Цель: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.
Занятие №3
Тема: "Сказочное дерево"
Цель: Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.
Художественно-эстетическое развитие (Лепка).
Занятие №1
Тема: "Грибы"
Цель: Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.
Занятие №2
Тема: "Яблоки и ягоды"
("Персики и абрикосы")
Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.
Занятие №3
Тема: "Большие и маленькие морковки"
Цель: Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.
Занятие №4
Тема: "Огурец и свекла"
Цель: Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.
Занятие №5
Тема: «Лепка по замыслу»
(Вариант. Лепка "Вылепите какие хотите овощи и фрукты")
Цель: Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.
Познавательное развитие.
Сезонные наблюдения:
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.
Беседы:
o «Осень – дивная пора»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
o «Растительный мир осенью»
Цель: Развивать у детей интерес родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать за растительным миром и устанавливать простейшие связи; передавать в высказываниях свое отношение к природе;
o «Что мы знаем про осень?»
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени;
o «Витамины с грядки»
Цель: Развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе;
o «Осень – добрая волшебница»
Цель: Уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года;
o «Перелётные птицы»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли;
o «Листопад»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
o «Правила поведения в лесу»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.
Упражнения ФЭМП:
o «Пересчитай листики»
Цель: Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине, цвету; учить счету в пределах трех;
o «Сколько грибков»
Цель: Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»;
o "Возьми столько же"
Цель: Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну»;
o «Чего больше – овощей или фруктов?»
Цель: Формировать у детей представления о количестве предметов «один- много», активизировать в речи детей слова «один, много»;
o "Узнай и запомни"
Цель: Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Рассматривание тематических альбомов:
«Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Осень в картинах русских художников», «Сюжетные картинки по теме».
Цель: Познакомить ребенка с овощами, фруктами, деревьями и кустарниками, их изображениями на картинках. Закреплять в активном словаре ребенка их названия. Научить ребенка видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно.
Дидактических игр по экологическому воспитанию:
o «Когда это бывает?»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года;
o «Третий лишний» (птицы)
Цель: Закреплять знания о многообразии птиц;
o «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты;
o «Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание;
o «Где растет?»
Цель: формировать умения детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность;
o «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию;
o «С какого дерева лист?»
Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе;
o «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры:
o «Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах;
o «Осеннее путешествие в лес»
Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности;
o «Оденем Куклу на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим;
o «Сварим суп из овощей»
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь;
o «Магазин овощей и фруктов»
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах и фруктах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Игры – драматизации.
o «Репка»
Цель: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.
o «Сбор овощей»
Цель: Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы.
o «Под грибом»
Цель: Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.
Настольно-печатные игры.
o «Времена года»
Цель: Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных временах года;
o «Кто что ест»
Цель: Закрепить знания детей о овощах и фруктах;
o «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о овощах и фруктах;
o «С какого дерева листок»
Цель: Учить детей сопоставлять изображение дерева, с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел.
o «Чьи детки?»
Цель: Закрепить знания о домашних животных и их детенышах;
Труд.
o Уборка участка от опавшей листвы;
o Сбор природного материала на прогулке;
o Сбор и засушивание листьев для рисования и изготовления гербария.
Речевое развитие.
Творческое рассказывание по темам:
o «Как я был с родителями в осеннем парке»;
o «Что я видел по дороге в детский сад»;
o «Как мы семьей собирали урожай».
Цель: Развитие умения рассказывать.
Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам
Цель: Развитие умения рассказывать.
Словесные игры:
o «Большие и маленькие комары»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей;
o «Солнце или дождик?»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание;
o «Чья птичка дальше улетит?»
Цель: Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха;
o «Дует ветер»
Цель: Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса;
o «Когда это бывает?»
Цель: Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха;
o «Опиши предмет (картину)»
Цель: Развитие умения рассказывать;
o «Закончи предложение»
Цель: Употребление сложноподчиненных предложений;
o «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»;
o «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении;
o «Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам;
o «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных;
o «Назови детенышей».
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Чтение художественной литературы.
Н. Сладков «Осень на пороге»;
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»;
Ю. Тувим «Овощи»;
А. Блок «Зайчик»;
З. Александрова «Дождик»;
А. К. Бальмонт «Осень»;
А. Босев «Дождь» ;
Я. Тайц «По грибы, по ягоды»;
Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»;
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
М. Пришвин «Листопад»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок);
И. Демьянов «Осень»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
А. Фет «Ласточки пропали»;
А. Плещеев «Осенняя песенка»;
И. Бунин «Листопад» ;
Г. Громова «Грибы»;
А. Твардовский «Ноябрь»;
Н. Грибачев «Рыжие листья»;
Русская народная сказка «Мужик и медведь»;
Н. Сладков «Осень на пороге»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«На яблоне поспели яблоки» ( нетрадиционным способом: ватными палочками);
«Ветка рябины» ( нетрадиционным способом: в технике пальцеграфии);
Создание картины «Листопад» (оттиск листьями) групповая работа.
Аппликация
«В золотом наряде дерево стоит» (обрывная аппликация);
«Корзина грибов».
Лепка
«Овощи и фрукты для игры в магазин»;
«Ежик» (с использованием природных материалов);
Конструирование из природного материала
«На лесной полянке».
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень»
Пение:
«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда;
«Осень, осень наступила» Музыка и слова С. Насауленко;
«Кап-кап, тук-тук-тук» сл. Н. Соколова, муз. М. Парцхаладзе;
«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.
Слушание музыки:
П. И. Чайковский «Времена года» (октябрь).
А. Вивальди «Осень». из цикла “Времена года”, «Весна и осень».
Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Хороводные игры:
«Огородная - хороводная».
«Солнышко и дождик».
«На лесной полянке».
Досуги и развлечения:
«В гостях у бабушки – загадушки».
«Осень в гости к нам пришла, урожай нам принесла!».
Физическое развитие
Подвижные игры:
o «Кто скорее соберет?»
Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.
o «Огуречик - огуречик…»
Цель: укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.
o «Такой листок - лети ко мне»
Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.
o «К названному дереву беги»
Цель: тренировать в быстром нахождении названного предмета на площадке или в комнате; развивать быстрый бег стайкой, внимание.
o «Попади в цель» (метание шишками)
Цель: развивать у детей меткость и глазомер.
o «У медведя во бору»
Цель: развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и ловле.
Физкультминутки:
«Листопад».
«Мы листики осенние».
«Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл»;
«Раз – два- три – четыре – пять, будем листья собирать».
«Клен».
Дыхательные упражнения:
«Дует легкий ветерок».
«Осенние листочки на веточках висят».
Пальчиковые игры:
«Листья осенние тихо кружатся».
«Капуста».
"Грибы".
«Листочек».
Взаимодействие с родителями:
o Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
o Консультации для родителей «Как правильно одеть ребенка осенью?».
o Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.
o Сбор природного материала для поделок, природного уголка.
o Конкурс семейных поделок «Осенние волшебство».
o Организация выставок детских работ.
o Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин овощей и фруктов», сшить одежду для кукол по сезону - осень.
Заключительный этап:
-оформление выставки детских творческих работ «Осенние фантазии»
- фотоколлаж «Мы любим осень»;
-осенний праздник «Осень в гости к нам пришла, урожай нам принесла!».
-конкурс детско-родительского творчества «Осенние волшебство»;
-создание видеоролика с участием детей средней группы №4 «Осень-дивная пора»;
- участие в конкурсе «ТЫ ГЕН
Й» номинация «Встреча с Осенью».
Анализ результатов работы.
У детей пополнились, систематизировались знания, и представления об осени и осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме.
Дети научились устанавливать простейшие причинно-следственные связи и объяснять происходящие в природе события.
Работа по проекту помогла развить у детей интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также развила у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в художественно- эстетической деятельности.
Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
Дети осознали пользу овощей и фруктов для организма человека и стали чаще употреблять их в пищу.
У детей расширился и активизировался речевой запас, развились коммуникативные способности.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание совместной работы с педагогами и непосредственного участия в жизни группы.
Приложение.