МААМ-картинки

«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»

Наталья Латунова
«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты) ,уважения личности ребёнка. А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Публикация «„Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру“» размещена в разделах

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. С целью выявления недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности необходимо раскрыть терминологию, обусловленную данной темой.

В настоящее время значимость развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста актуализируется в ФГОС. Источником такой деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, наблюдений. Однако в содержании деятельности детей в ДОУ ощущается нехватка ярких впечатлений, активности действии по эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на становление эстетического отношения детей к окружающему миру :

Недостатки в результатах:

- дети не достаточно проявляют интереса, любознательности к окружающему миру;

- с трудом проявляют эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном);

Недостатки в процессе:

- нет системы в работе (нет годового плана работы по эстетическому развитию детей) Или воспитатель не придерживается плана работы.

- рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей (родители не принемают участия в эстетическом развитии своих детей, считают, что это входит в работу воспитателя).

Недостатки в условиях :

- отсутствие методической литературы по ознакомлению детей с животным и растительным миром;

- недостаточно материала, пособий, дидактических и мультимедийных игр для эстетического развития детей;

- не созданы условия при оформлении окружающей среды (группы) Воспитатель не привлекла внимание детей к эстетически оформленному уголку или объекту;

- в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы (не рациональное построение образовательного процесса).

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что эстетическое отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на сегодняшний день. Именно через знакомство с окружающим миром деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведённого анализа, можно сформулировать профессиональную проблему. Выявить и создать психолого – педагогические условия, которые способствуют формированию эстетического отношения детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.) :

1) поддержку любознательности, активности детей;

2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения;

3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития (индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям);

5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность (привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка «Выращивание тюльпанов в горшке»).

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

- обладает элементарными представлениями из области живой природы;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру.

- ребенок интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- ребенок склонен наблюдать, экспериментировать (посадка семян и наблюдение за всходами);

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения поставленных задач необходимо внести изменения в образовательный процесс.

Мною разработана система работы на учебный год :

- составила годовой план работы по эстетическому развитию детей с окружающим миром.

- организовала кружок «Красивое вокруг нас» по эстетическому развитию детей.

- проектно – исследовательскую деятельность (для осуществления простейших опытов, экспериментов – «Цветная водичка», «Огород на подоконнике», наблюдение за ростом лука в разных условиях.

- система работы по использованию игр и игровых упражнений для развития эстетического отношения детей к окружающему миру.

В свободное время проводятся дидактические игры «Времена года», словесные дидактические игры «Узнай предмет по описанию», индивидуальные беседы (Саша назови времена года по порядку).

Игровой прием «Красивое вокруг нас», «Я волшебник» Цель: помочь детям увидеть и оценить красоту окружающего мира.

Игра согласно ФГОС, рассматривается, как метод вовлечения детей в творческую деятельность.

Дидактические игры помогают закреплять у детей знания полученные в образовательной деятельности. Во время игры можно увидеть, какие знания у детей уже есть, чему еще нужно научить и в процессе игры я показала свое эстетическое отношение к окружающему миру.

- пример взрослых, окружающих ребенка, тесная связь с семьей. Родители и воспитатели обязаны помочь ребенку вписаться в социум, развить познавательный интерес. Работа заключается в обогащении пространства, событий, явлений, объектов. Научить понимать ценность и смысл мира природы. В мире все прекрасно.

- цикл консультаций для родителей по эстетическому развитию детей «Учите детей наблюдать», «Животные и дети».

- Экскурсии в парк, в поле, в ботанический сад. Привлекаются родители. Воспитатель в процессе экскурсии своим примером показывает доброе и эстетическое отношение к окружающему миру.

Любовь к природе можно воспитывать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных их потребностях.

Начиная работать над этой темой я решила расширить свои знания. В этом мне помогла книга «Об изменении эмоциональных состояний, приобретении и постоянном обогащении нравственного и эстетического опыта ребенком дошкольного возраста» Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Давыдова; «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Ю. М. 2005, 242с.

Реализация эстетического отношения детей к окружающему миру осуществляется в течение года.

- Воспитатель применяет приемы – привлечения внимания детей к красоте окружающего мира. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению дружеского контакта с воспитанниками.

- Проводятся наблюдения за погодой, природой, животными, и воспитатель обращает внимание детей на красоту каждого времени года, старается показать, что у природы нет плохой погоды.

- Во время индивидуальной работы предложить ребенку с помощью сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом тебе нравится больше? почему) При сравнении используются элементы игры, применяются пословицы и поговорки.

- Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт).

- мультимедийная игра «Путешествие по окружающему миру», для эстетического развития детей.

Продуманное и тактичное руководство и контроль со стороны воспитателя. Воспитатель, проводит диагностику в начале года и в конце по методике М. А. Васильевой, используя методы: наблюдения в игровой деятельности детей, в индивидуальной беседе, опросник (сравнение) «Что красивое, что не красивое?» и выявляет активных, любознательных детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов необходимо пересмотреть кадровые условия : доукомплектовать штат ДОУ педагогом-психологом, ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике;

- следует приобрести дополнительную литературу по эстетическому развитию детей дошкольного возраста ;

- наглядные пособия, дидактические игры «Профессии», «Времена года», «Животные», «Птицы» и другие.

- использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска – для просмотра слайдов и для мультимедийных игр);

Нормативно-правовые изменения:

- календарно – тематическое планирование;

- ФГОС, Конвенция ООН о правах ребенка;

- Документация;

Также нужно изменить и информационную работу с воспитателями, специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:

Организационные :

- создание сайта воспитателя;

- размещение информации для родителей на стендах ДОУ по эстетическому развитию у детей окружающего мира.

- индивидуальные и групповые консультации «Животные и дети», «Учите детей наблюдать».

- проведение экскурсий в парк, поле, ботанический сад (с привлечением родителей);

- разработано методическое пособие для эстетического развития детей - мультимедийная игра «Путешествие по окружающему миру»;

Кадровые:

- Педагогические конференции по обмену опыта работы на тему: «Формы и методы работы по эстетическому развитию детей».

Публикации по теме:

Формирование основ правовых знаний у старших дошкольников Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»
Опубликовано: 15 августа 2014 в 14:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Латунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД