Хохлова Татьяна
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена организации здоровьесберегающей среды в ДОУ. Описаны задачи, которые стоят перед детским садом, раскрыты условия, создания которых позволит достичь решения названных задач.
Мы хотим, чтобы дети выросли здоровыми, красивыми и умными. Для достижения поставленной цели, мы готовы сделать всё от нас зависящее, чтобы их детство было счастливым. Заботы родителей в первые годы жизни направлены, прежде всего, на его здоровье. Кто же должен ими заниматься? Да, наверное, все, кто искренне желает, чтобы наши дети выросли здоровыми и умными. На уровне дошкольного образовательного учреждения – это родители и сотрудники, которые должны осознавать, что в первую очередь, здоровье – это педагогическая категория.
Публикация «Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что сегодня «крепость» здоровья детей становится всё меньше и меньше, защитные силы организма – всё слабее, а услуги медицины - все дороже. Выход из этого положения очевиден. Необходимо с раннего детства обеспечить детям здоровый образ жизни, сформировать у детей понятие, что каждый человек должен быть хозяином своего здоровья, наша задача научить ребёнка грамотно относится к своему здоровью. 1, с. 51
Забота о здоровье и развитии ребенка начинается по существу организации здорового образа жизни в семье. Здоровый дружеское отношение родителей друг к другу и к ребёнку, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к вредным привычкам.
Однако семья может оказывать и отрицательное воздействие: когда в семье один ребёнок, при неправильном воспитании может формироваться эгоцентризм, неспособность контактировать со взрослыми, более медленное формирование жизненно важных навыков, таких, как самообслуживание и др., что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация из-за неправильного просмотра телепередач. Все эти отрицательные качества могут сформироваться, если в семье нездоровый климат. Основными положительными факторами семейной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребёнка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его способностям. Ребенок достаточно рано начинает выделять себя, как личность: доброжелательное, внимательное и уважительное к нему отношение взрослых помогают ему утвердится как личности. 3, с. 28
В последние годы в организации жизни детей в ДОУ наблюдается значительное увеличение объёма учебно-воспитательной работы в области сенсорного, умственного, всестороннего развития детей. Отмечается некоторая диспропорция между увеличением нагрузки, которую ребёнок получает в результате большой информации и недостаточной двигательной активности детей.
Сегодня основная цель работы современного дошкольного образовательного учреждения – доставить ребёнку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития. Учитывая все факторы формирования организма ребёнка и индивидуальные особенности детей каждой возрастной категории, коллективом нашего ДОУ для охраны и укрепления здоровья наших воспитанников решаются следующие задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей;
• совершенствование их физического развития;
• повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
• улучшение физической и умственной работоспособности;
• формирование бережного отношения к своему здоровью;
• развитие основных физических способностей;
• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
• создание оптимального режима дня, комфортное самочувствие.
Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы следующие условия:
• имеется физкультурный и музыкальный залы, которые оборудованы необходимым инвентарём;
• имеется подборка игрового материала для развития основных видов движения и физкультминуток; а так же маски для проведения подвижных игр;
• в каждой возрастной группе оборудованы спортивные уголки, как для самостоятельной деятельности детей, так и под наблюдением педагога.
Закаливание – это система мероприятий, повышающая устойчивость организма по отношению к различным влияниям внешней среды и прежде всего к температурным изменениям. Наша задача сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом ЗОЖ наших детей.
Одним из важных компонентов здоровьесберегающих компонентов является обеспечение правильного возрастного режима.
Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка : сна, приема пищи, бодрствования.
ЗОЖ не возможен без гигиенического воспитания. Личную и общественную гигиену в ДОУ должно осуществлять гигиеническое воспитание, цель которого – дать детям сведения необходимые для укрепления здоровья, выбрать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Все навыки, которыми должен овладеть ребёнок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы: навыки личной гигиены и навыки культурного поведения. Воспитание здоровых детей требует от взрослых самообладания, самоограничения, чувства меры.
Воспитать ребёнка здоровым – значить с раннего детства научить его вести здоровый образ жизни, основные компоненты которого: отказ от вредных привычек, рациональное питание использование эффективной системы закаливания, соблюдать оптимальный двигательный режим, личная и общественная гигиена, благоприятная психологическая обстановка. Реализация такой программы на наш взгляд, важный этапа пути ребёнка к здоровью, а мы, взрослые, обязаны оказать в этом всяческое содействие.
Библиографический список
1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. Пособие для исследователей и практ. работников / Авт. -сост. : - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003.
2. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни. - М., 2007.
3. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. – М., 2005.