Алена Резникова
Организация экспериментирования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация экспериментирования в подготовительной группе»
В статье представлена информация, которая поможет начинающим воспитателям организовать экспериментаторскую деятельность детей в подготовительной группе.
Цель статьи: раскрыть смысл необходимости экспериментаторской деятельности в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.
Актуальность
Публикация «Организация экспериментирования в подготовительной группе» размещена в разделах
В современном мире перед человеком встает много задач, которые требуют от него проявления инициативы, самостоятельности, творческой активности и умения постоянно осваивать новые знания, технологии, методики и практики. Именно такой алгоритм постоянного обучения заложен в современную парадигму знания, которую начинают внедрять уже на уровне дошкольного образования.
Внедрение подобного подхода в детских дошкольных учреждениях на занятиях с детьми позволит правильно их подготовить к обучению в рамках средней и высшей школы, а также позволит создать необходимые навыки самостоятельности и предприимчивости в освоении современного мира.
Для этого в детских садах сегодня начинает вводиться практика экспериментирования с детьми. В ходе таких занятий дети под руководством воспитателей знакомятся со свойствами различных предметов и природных явлений через их изучение. Практика показала эффективность таких занятий с детьми на последующих уровнях подготовки и обучения.
Организация экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе детского дошкольного учреждения
Занятия по экспериментальной образовательной деятельности психологи рекомендуют начинать с детьми 5-6 летнего возраста. Ребенок, достигший такого возраста, по своей естественной природе является настоящим первооткрывателем. Для придания этому процессу естественного освоения окружающего мира системного характера необходимо организовать специальные занятия с участием воспитателей. Это поможет малышам быстрее осваивать внешний мир, расширять свою базу представлений о нем, быстрее социализироваться и закреплять навыки самостоятельного изучения окружающей действительности. Такая инициативность и мотивация познавательной деятельности также пригодится детям в период обучения в начальной школе.
Особенностью таких экспериментаторских занятий с воспитанниками подготовительной группы детского осада является то, что педагог дошкольного образования выступает не как субъект, диктующий ребенку ту или иную оценку изучаемого предмета, а как равный партнер, который также познает исследуемое явление или предмет. Благодаря такой методике обучения достигаются поставленные задачи образовательной деятельности, включающие в себя:
выбор объекта исследования;
подбор подходящего метода исследования;
сбор максимально подробной информации о предмете исследования.
В возрасте 5-6 лет дети еще не в состоянии самостоятельно ставить такие задачи и структурировать свою познавательную деятельность. Поэтому помощь воспитателя, который с позиции равного будет им подсказывать нужное направление экспериментального исследования, будет необходима.
В ходе апробирования новой экспериментаторской методики ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются новые методики занятий с детьми и пишутся авторские программы на основе конкретного педагогического опыта отдельных воспитателей. Все это стало частью активно развивающегося сегодня перспективного направления в дошкольной педагогике. Разработка индивидуальных программ для экспериментаторских занятий с детьми всегда проходит с учетом целей, задач и подходящих педагогических методик, которые рекомендуется использовать при занятиях с детьми из подготовительных групп детского сада.
Постановка целей и задач в экспериментальных занятиях
Занятия по экспериментальной деятельности детей сегодня стали одной из важнейших составляющих образовательного процесса в дошкольном детском учреждении. Обычно занятия проводятся с детьми, которые посещают ДОУ последний год. Упор на экспериментальную образовательную деятельность воспитанников подготовительных групп позволяет лучше подготовить их к дальнейшему обучению в школе, дает возможность привить малышам любовь к исследованию и познанию нового, помогает выработать первичные навыки изучения новых предметов и объектов.
Виды экспериментирования в детском дошкольном учреждении
В ходе проведения занятий, связанных с экспериментаторской деятельностью педагог ставит перед собой цели, включающие в себя:
формирование у воспитанника цельной картины изучаемого мира и его явлений;
увеличение словарного запаса ребенка и расширения системы знания;
развитие эмоциональной сферы восприятия окружающего мира;
обучение построению социальных связей со сверстниками и развитие навыков социальной коммуникации в ходе познавательной экспериментальной деятельности, позволяющих осуществлять плодотворное сотрудничество с ровесниками и с воспитателями.
Достижение поставленных целей напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия ребенка с педагогом.
Результаты экспериментальной деятельности
В ходе проведения занятий экспериментального характера в подготовительной группе детского сада воспитатели могут добиться:
улучшения речевых навыков и расширения словарного запаса каждого ребенка;
развития эмоциональной сферы, эмпатии и способности сопереживания у ребенка всему живому, что будет изучаться в ходе экспериментальных занятий детей в подготовительной группе;
обучение работе в коллективе, в ходе которой каждый распределяются функции и каждый воспитанник выполняет определенную часть исследования, которое помогает всему коллективу получать необходимую информацию об изучаемом предмете или явлении. Такой способ обучения помогает детям строить коммуникационные связи в ходе выполнения определенных заданий;
достижение целостного и структурированного восприятия окружающего мира ребенком.
Обустройство помещения для занятий по экспериментированию в детском саду
Для организации места проведения инновационного обучения воспитанников детского сада требуется подобрать соответствующую мебель и материалы для занятий. Также потребуются дидактические материалы в виде схем, иллюстраций, оборудования для опытов. Необходимо помнить, что оборудование и материалы должны постоянно обновляться, что будет вызывать у детей интерес к процессу обучения. Для каждого занятия необходимо готовить новую тематическую экспозицию, поэтому потребуется позаботиться о подходящем демонстрационном оборудовании и методических материалах. Каждый раз основу экспозиции должны составлять образцы изучаемых предметов: дерева, воды, магнитов, минеральных камней, растений и т. п.
Также в таком уголке должен быть подготовленный стол, за которым педагог сможет проводить простейшие опыты по химии и физике, показывать детям те или иные реакции и процессы, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни.
Для обустройства уголка для экспериментальных работ потребуются:
1. Емкости и банки, в которых будут храниться изучаемые образцы, и будут проводиться простейшие опыты. Эти емкости должны быть изготовлены из прочных, не бьющихся материалов. Можно использовать пластик, металл, дерево. От стеклянных банок и колб лучше оказаться во избежание травмоопасных ситуаций. При изучении во время занятий стекла, все изделия из него должны демонстрироваться и изучаться только в присутствии воспитателя.
2. Подбор коллекций материалов различного происхождения. Это могут быть минералы, грунты, пески, речной гравий, морские и речные ракушки, крупы, коллекции гербариев из листьев и соцветий, живые комнатные растения и даже небольшой живой уголок, включающий в себя хомячка, аквариумных рыбок, ежика, морскую свинку или других небольших животных, которых дети при желании могут покормить во время занятий.
3. Бумага различных типов, ткани разной фактуры, фольга и другие материалы.
4. Набор из магнитов различного размера и походящие предметы из металла.
5. Настольные лампы, свечи, лампочки, фонарики и другие осветительные приборы и источники освещения.
6. Набор луп, количество которых должно соответствовать количеству детей во время занятий, микроскоп или бинокль.
7. Краски, созданные на основе безопасных для детей природных компонентов.
8. Набор пипеток, одноразовых шприцов без игл, не ртутных термометров.
9. Надувные шарики, специальные ленты из папиросной бумаги, которые помогут определять направление ветра во время занятий.
10. Фартуки, салфетки, косынки, клеенчатые скатерти, полотенца, которые потребуются детям во время проведения опытов и практических занятий.
11. Методическая литература, в которой подробно описывается последовательность проведения физических и химических опытов для детей дошкольного возраста.
12. Специальные простейшие измерительные устройства времени типа песочных часов, календарей, работающих от солнечной батареи.
13. Устройства для взвешивания механические или электронные, оборудованные специальными весовыми эквивалентами.
14. Безопасные зеркала в пластиковых или прорезиненных рамах.
Темы занятий для экспериментального обучения в ДОУ
В качестве тем на инновационных развивающих занятиях в подготовительной группе могут использоваться различные предметы и явления из окружающего мира. Воспитатель просто должен их подбирать таким образом, чтобы в ходе экспериментального изучения таких предметов у ребенка создавалась стройная логическая система представлений об окружающем его мире.
Находить темы для изучения на экспериментаторских занятиях очень легко. Дети ко всему проявляют живой интерес в этом возрасте. Самое главное для педагога – это создать стройную структуру занятий, после которых у детей складывалась системное восприятие полученной информации.
Экспериментальное изучение камней
В ходе исследования минералов различного типа дети могут познакомиться с различными видами камней, с их происхождением и использованием камней в повседневной жизни. Для изучения подойдут самые разнообразные горные породы, которые должны различаться по цвету, структуре, объему, массе и пр. параметрам.
Занятия могут начинаться с исследования древних известковых окаменелостей, угля, кораллов, различных видов грунта. При этом педагог может наглядно демонстрировать как влияет на формирование камней вода, ветер и температурные воздействия.
Изучение свойств воды
Для проведения исследовательских занятий с детьми дошкольного возраста вода подходит лучше всего. Она безопасна и позволяет проводить большое количество опытов. Педагог может рассказать детям во время занятий о физических и химических свойствах воды, продемонстрировав их наглядно. Можно из экспериментов по изучению свойств воды переходить к изучению человека, растений или живых организмов.
Изучение человека
Это довольно сложная и важная тема для детского восприятия, которая должна раскрываться постепенно в ходе нескольких занятий. Можно вместе с детьми исследовать руку, кожу, уши, нос, обоняние, тактильные ощущения, осязание и звуки, выстраивая занятия в виде интересных и запоминающихся для детей экспериментов.
Исследование магнита и его свойств
Такие эксперименты очень нравятся всем детям, потому что все демонстрационные эксперименты напоминают фокусы или волшебство. Бегущие навстречу друг другу фигурные магнитики или разбегающиеся в разны стороны магниты вызывают у детей бурю восторгов. В таких опытах можно использовать бумагу, ткань, металлические изделия.
Исследования грунтов
Интересной темой для экспериментальных занятий с дошкольниками станет изучение различных грунтов и их свойств. Здесь можно использовать большое количество демонстрационного материала из различных видов почв, на опыте демонстрировать их свойства, используя воду. Для изучения этой темы можно использовать песок различного типа, глину, черноземную почву.
Изучение физических свойств атмосферы
В рамках рассмотрения этой темы воспитатель может провести интересные опыты вместе с детьми по исследованию обычного воздуха. Для этого можно использовать надувные шары, которые так любят все дети. Только в данном случае они станут предметом интересного исследования. Также можно использовать воздушных змеев и красивые бумажные ленточки, которые будут наглядно демонстрировать движение воздушных потоков.
Изучение электричества
В ходе занятий, посвященных этой теме, дети получат азы обращения с электроприборами, узнают, почему нужно включать электроприборы в розетку, изучат правила безопасности при обращении с электроприборами. Воспитатель может наглядно показать малышам на занятиях, как электрические заряды передвигаются по проводам и объяснить, почему нельзя брать в руки оголенный провод.
Изучение солнечной системы
В подготовительной группе можно проводить исследовательские занятия по освоению азов космических знаний. Детям можно рассказывать о созвездиях и планетах, подкрепляя рассказы красочными иллюстрациями т специальными моделями, изображающими вращение земли вокруг солнца.
Изучение света и цвета
При изучении этой темы дети могут понять, чем свет отличается от цвета и почему в радуге 7 оттенков. Можно в интересной форме рассказать малышам о спектральной природе солнечного света и продолжить изучение цветовой гаммы в рамках освоения азов рисования.
Подведение итогов
Каждый такой экспериментальный урок педагог дошкольного образования должен тщательно планировать, выделяя задачи и цели развивающих экспериментальных занятий с детьми дошкольного возраста.
В ходе проведения занятий воспитатель должен стремиться обучить детей самостоятельно усваивать материалы и делать собственные логические выводы в ходе эксперимента. В ходе проведения простейших опытов дети на практике должны постигать причинность явления и событий.
Кроме развития логических способностей и увеличения базовых фундаментальных знаний во время таких занятий необходимо уделять внимание нравственному воспитанию детей. В ходе изучения живой природы дети должны осознавать, что ее нужно беречь и охранять, внимательно относиться к любому живому существу.
Воспитание людей будущего должно закладываться именно в таких развивающих занятиях с детьми подготовительной группы в рамках ДОУ. От того, как педагогам дошкольного учреждения удастся подготовить ребенка, будет зависеть их последующее обучение в школе и общение с одноклассниками.