Елена Савельева
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Цель данной работы:
Публикация «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Речевые нарушения проявляются в виде :
– нарушения звукопроизношения;
– нарушения слоговой структуры слов;
– бедного словарного запаса, непонимания значений слов;
– неправильного грамматического оформления высказывания;
– нарушения силы голоса, тембра;
– ускоренного или замедленного темпа.
Причинами отклонений от возрастных норм являются органические нарушения (генетика, травмы, сосудистые заболевания, гипоксии плода, патология беременности, асфиксии в течение родов и т. д.) родов. Повреждение зон головного мозга. А также функциональные нарушения, возникающие в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействие стрессов, следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми (с матерью). Очень быстрая речь взрослых («взахлеб»).
Становится понятным, что большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранение дефектов речи: невролог, логопед, дефектолог, сурдолог и. д.
В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи.
Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только «внешняя речь» и, следовательно, «внешнее мышление». Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя речь» и, следовательно, «внутреннее мышление».
А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.
Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.
Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.
С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.
Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.
Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. «Ведь у ребёнка страдает только речь».
Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.
Наша с вами задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. Дети с речевой патологией осознают дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, плаксивыми.
В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.
Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы нам добиваться хороших результатов в подготовке детей к школе, нужно вам понять, что в средней группе мы будем приучать детей трудиться.
Большинство родителей всерьёз полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30 минутного, жестко регламентированного взаимодействия не сумеет справиться с его речевым недостатком.
Профессиональный отчет дает нам право утверждать обратное. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей.
Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.
Коррекция речевых нарушений происходит в двух основных формах – подгрупповых и индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях производятся постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных у ребёнка звуков. На подгрупповых производится работа по накоплению словаря, работа над лексикой, грамматикой. Развиваются внимание, память, мышление и связная речь.
Список используемой литературы
1. Волковская, Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 66-72.
2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. - М., 2002.
3. Захарова, Е. Н. О работе логопеда с родителями / Е. Н. Захарова // Логопед. - 2006. - №6. - С. 54-58.
4. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е. И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3. - С. 49.
5. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.
6. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. - С. 3-10.