МААМ-картинки

Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

Елена Савельева
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Цель данной работы:

Публикация «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах

• оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Речевые нарушения проявляются в виде :

нарушения звукопроизношения;

нарушения слоговой структуры слов;

– бедного словарного запаса, непонимания значений слов;

– неправильного грамматического оформления высказывания;

нарушения силы голоса, тембра;

– ускоренного или замедленного темпа.

Причинами отклонений от возрастных норм являются органические нарушения (генетика, травмы, сосудистые заболевания, гипоксии плода, патология беременности, асфиксии в течение родов и т. д.) родов. Повреждение зон головного мозга. А также функциональные нарушения, возникающие в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействие стрессов, следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми (с матерью). Очень быстрая речь взрослых («взахлеб»).

Становится понятным, что большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранение дефектов речи: невролог, логопед, дефектолог, сурдолог и. д.

В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи.

Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только «внешняя речь» и, следовательно, «внешнее мышление». Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя речь» и, следовательно, «внутреннее мышление».

А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.

Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.

Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.

С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.

Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.

Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. «Ведь у ребёнка страдает только речь».

Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.

Наша с вами задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. Дети с речевой патологией осознают дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, плаксивыми.

В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы нам добиваться хороших результатов в подготовке детей к школе, нужно вам понять, что в средней группе мы будем приучать детей трудиться.

Большинство родителей всерьёз полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30 минутного, жестко регламентированного взаимодействия не сумеет справиться с его речевым недостатком.

Профессиональный отчет дает нам право утверждать обратное. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей.

Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.

Коррекция речевых нарушений происходит в двух основных формах – подгрупповых и индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях производятся постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных у ребёнка звуков. На подгрупповых производится работа по накоплению словаря, работа над лексикой, грамматикой. Развиваются внимание, память, мышление и связная речь.

Список используемой литературы

1. Волковская, Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 66-72.

2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. - М., 2002.

3. Захарова, Е. Н. О работе логопеда с родителями / Е. Н. Захарова // Логопед. - 2006. - №6. - С. 54-58.

4. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е. И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3. - С. 49.

5. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.

6. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. - С. 3-10.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 октября 2023 в 07:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД