Получи документы

Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ

Елена Савельева
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Цель данной работы:

Публикация «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» размещена в разделах

• оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;

• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Речевые нарушения проявляются в виде :

нарушения звукопроизношения;

нарушения слоговой структуры слов;

– бедного словарного запаса, непонимания значений слов;

– неправильного грамматического оформления высказывания;

нарушения силы голоса, тембра;

– ускоренного или замедленного темпа.

Причинами отклонений от возрастных норм являются органические нарушения (генетика, травмы, сосудистые заболевания, гипоксии плода, патология беременности, асфиксии в течение родов и т. д.) родов. Повреждение зон головного мозга. А также функциональные нарушения, возникающие в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействие стрессов, следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми (с матерью). Очень быстрая речь взрослых («взахлеб»).

Становится понятным, что большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранение дефектов речи: невролог, логопед, дефектолог, сурдолог и. д.

В формировании высших психических функций у ребёнка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, речь является базой для развития мышления: обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов. У наших детей сильно страдает фонематический слух. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение. Лай собак, сигналы машин, речь людей (звук дождя, шелест листьев, шаги папы и мамы по дому, пение птиц, шелест колёс автомобилей). Это шумовое восприятие формируется в правом полушарии. В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи.

Следует помнить, что у детей 6-7 лет хорошо развиты только «внешняя речь» и, следовательно, «внешнее мышление». Читать и размышлять ему нужно вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя речь» и, следовательно, «внутреннее мышление».

А в школе детей ожидает ещё более сложный процесс – перевод мыслей в письменную речь, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, слуховую, центр слуховых ассоциаций: основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр.

Решение сделать для развития ребёнка всё возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия родителей с логопедом.

Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистичное бытовое представление о преодолении речевых проблем у ребёнка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалистов.

С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребёнка, имеющего трудности в речевом развитии. Некоторые родители недобросовестно относятся к оценке развития ребёнка.

Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребёнке каким – то образом влияют на отношение к нему специалиста.

Они пытаются изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужности подобных сведений. «Ведь у ребёнка страдает только речь».

Как только родители получали гарантию того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.

Наша с вами задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка. Дети с речевой патологией осознают дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, плаксивыми.

В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна.

Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Чтобы нам добиваться хороших результатов в подготовке детей к школе, нужно вам понять, что в средней группе мы будем приучать детей трудиться.

Большинство родителей всерьёз полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30 минутного, жестко регламентированного взаимодействия не сумеет справиться с его речевым недостатком.

Профессиональный отчет дает нам право утверждать обратное. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей.

Лишь постоянным, последовательным и адекватным потребностям и способностям ребёнка вмешательство взрослого гарантирует наилучший результат.

Коррекция речевых нарушений происходит в двух основных формах – подгрупповых и индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях производятся постановка, автоматизация, дифференциация нарушенных у ребёнка звуков. На подгрупповых производится работа по накоплению словаря, работа над лексикой, грамматикой. Развиваются внимание, память, мышление и связная речь.

Список используемой литературы

1. Волковская, Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 66-72.

2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. - М., 2002.

3. Захарова, Е. Н. О работе логопеда с родителями / Е. Н. Захарова // Логопед. - 2006. - №6. - С. 54-58.

4. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Е. И. Морозова // Дефектология. - 1998. - №3. - С. 49.

5. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1989.

6. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. - С. 3-10.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 октября 2023 в 07:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савельева (УИ 169651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД