МААМ-картинки

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Вера Иванова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг нас….»

Жан Пиаже, швейцарский психолог, философ

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, уровня речевого, интеллектуального развития.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах

Развивающая среда обеспечивает освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, способствует реализации потребностей детей в активной, рациональной и творческой деятельности, проявлению инициативности и самостоятельности.

• В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания развивающая предметно – пространственная среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка. При организации РППС в группе оцениваем и наполняем среду с учётом принципа познавательного интереса, комфорта, эмоционального благополучия для РЕБЁНКА.

• Смотрим на РППС глазами ребё нка: действительно ли ребёнку в группе уютно и интересно, какие центры используются активно, а какие нет. С этой целью используем метод картирования. В течение учебного года наблюдаем за деятельностью детей в центрах развития, отмечаем активность посещения центров детьми. Анализируем полученные результаты, ищем способы активизации центров активности, в которые дети заходят редко или не заходят, планируем работу по поддержке индивидуализации образования конкретных детей, вовлекаем воспитанников и родителей в процесс модернизации РППС.

• В процессе организации РППС обращаем внимание:

- на удобство расположения центров: центр строительных игр расположен далеко от центра движения, центр книги рядом с предметами отдыха. Все центры развития находятся далеко от путей движения детей.

- и на соответствие организации РППС в группе компенсирующей направленности принципам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

• Первый принцип - Содержательность и насыщенность. Этому принципу соответствуют:

Достаточное количество материалов в центрах развития. Учёт возраста. Учё т пола: в среде имеются предметы одежды для девочек и, что очень важно, для мальчиков (галстуки, жабо, бабочки, мужские шляпы, часы и т. д.).

Среда интересна ребёнку, несёт познавательную информацию. В группе имеется познавательный объект, который подсказывает детям лексическую тему недели. Домик вопросов хранит детские вопросы, ответы на которые совместно с родителями ищем в течение недели.

• Игровые персонажи в центрах развития не только заинтересовывают и активизируют мыслительную активность детей, но и оценивают выполнение ребёнком индивидуальных и коллективных работ в центре.

• В РППС группы отражается лексическая тема, а также остаются иллюстрации, некоторые пособия, игры, материалы предыдущей темы, т. к. каждый ребёнок имеет разный темп освоения материала, приходят в группу дети, которые пропустили знакомство с предыдущей темой. Также появляется иллюстративный материал, который «подсказывает» детям тематику следующей недели.

• В РППС группы прослеживается работа по проекту на тему: «Формирование правильной речи средствами нетрадиционных здоровьесберегающих технологий». Имеются можжевеловые массажеры, Су-джок массажеры, массажеры Ляпко, цветные ладошки с аппликатором Кузнецова, пособия на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

• Содержание РППС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, отражает развитие и образование дошкольников с учётом пяти образовательных областей.

Организация и оборудование пространства обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность уединения.

В игровом центре имеется схема игрового уголка, которая помогает детям ориентироваться в пространстве, в расстановке игрового оборудования и игрушек.

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр расположены в контейнерах в свободном доступе для детей.

В центре театрализации многие пособия: маски, пальчиковый театр, театр на палочках изготовлены детьми.

• Центр безопасности содержит игры, пособия, плакаты, игрушки, макеты, схемы, помогающие детям освоить правила безопасности.

Организация и оборудование пространства обеспечивает реализацию познавательного развития. Центр строительных игр и конструирования включает альбомы с разнообразным содержанием,

• в том числе схемы построек, зарисованные детьми, альбом фотографий детских построек, а также разные виды конструктора и строительного материала.

• Центр экспериментирования содержит большое количество материалов для проведения опытно-экспериментальной деятельности, схемы опытов и экспериментов зарисованы дошкольниками.

• Патриотический центр позволяет знакомить детей с русским народным творчеством, достопримечательностями родного города, области, страны.

• Центр природы содержит комнатные растения, правила и схемы ухода за ними, игры экологического содержания, макеты, календарь природы, дневники наблюдений. Каждое комнатное растение имеет паспорт с его описанием. Паспорта комнатных растений составляют и зарисовывают дети, совместно с воспитателями и родителями.

• Математический центр представлен играми математического содержания с учетом разного уровня сложности, интересов, выбора ребёнка. Цветовые обозначения указывают уровень сложности задания: зелёный цвет указывает на задание повышенного уровня сложности, желтый – задание среднего уровня сложности, красный – задание минимального уровня сложности. Исходя из оценки своих возможностей, ребёнок самостоятельно выбирает для выполнения задание определённого уровня сложности, затем педагог совместно с ребёнком оценивает его выполнение, мотивирует дальнейшую деятельность.

Организация и оборудование пространства обеспечивает реализацию речевого развития. Этому способствуют: речевой центр,

• центр грамоты,

• центр книги и центр индивидуальных занятий по заданию учителя – логопеда.

Организация и оборудование пространства обеспечивает реализацию физического развития. В группе имеются : центры движения, здоровья и физкультурный центр. По периметру пространства спальни располагается Дорожка движения. Дети выбирают схемы физкультурных упражнений для выполнения, придумывают и зарисовывают самостоятельно новые схемы.

Организация и оборудование пространства обеспечивает реализацию эстетического развития в музыкальном центре и

• в центре искусства.

• В РППС группы имеются Правила работы с разнообразными материалами и инструментами.

• В РППС присутствуют «следы детских работ», которые находят отражение в театрализованной деятельности, в атрибутах к сюжетно-ролевым играм,

• украшают интерьер группы.

• Каждую неделю осуществляется совместное планирование наполнения центров развития играми, пособиями, материалами с участием детей и родителей с учётом лексической темы.

• В среде группы присутствуют предметы, коллекции, которые дороги ребёнку с целью удовлетворения интересов детей.

• Второй принцип - Вариативность В РППС отражается работа по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

• РППС отражает работу по парциальной образовательной программе «Родничок», которая направлена на приобщение дошкольников к истокам русского – народного творчества: иллюстративный материал, предметы старины, одежды находятся в свободном пользовании.

Среда отражает традиции группы. Одна из традиций – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА. В группе имеется стенд для поздравления и торт в котором скрывается подарок, а также пооперационные карты с вариантами изготовления поздравительной открытки, поделок из бумаги, которые используют дети для самостоятельного изготовления подарка имениннику. Традиция ЛЮБИМАЯ КНИГА В ГРУППЕ состоит в том, что каждую неделю дети поочерёдно приносят в группу любимую книгу из дома, рассказывают о её содержании. Эта книга занимает почётное место в книжном центре, ей присваивается отличительный символ – Цветик – семицветик.

• Третий принцип – Полифункциональность. Один и тот же материал или оборудование в группе используется по-разному: например, природный материал используется в магазине, строительный – в уголке экспериментирования. Наличие в среде разнообразных покрывал, тканей, платков, накидок, подушек также способствует выполнению этого принципа.

• Совместно с детьми разработаны Правила поведения в центрах активности. В каждом центре знаками – символами обозначено количество играющих.

• Четвертый принцип – Трансформируемость. Предоставляем возможность ребёнку легко изменять среду, пространство благодаря трансформируемой игровой мебели на колёсах, разнообразных ширм, мягких модулей, мольбертов, тканевых чехлов.

• В группе имеется место для совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной работы.

Пятый принцип - Доступность

1. В группе нет оборудования и предметов выше вытянутой руки ребёнка.

2. Учитывается востребованность материалов детьми.

3. Учитываются потребности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

• Шестой принцип - Безопасность

РППС соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной Безопасности;

-требованиям по обеспечению надёжности

и безопасности использования.

РППС обеспечивает психологический комфорт ребёнку. Этому способствуют: Уголок уединения, Календарь Настроения, оборудование центра «Вода, песок», центр психологической разгрузки, эстетика оформления группы : пастельные, мягкие тона, отсутствие перенасыщения цветом.

• Требованиям безопасности соответствует правильная расстановка мебели, наличие маркировки.

• Выполняются требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей : в группе имеется широкий спектр средств обучения и воспитания: визуальные - микроскопы, аудиальные - магнитофон, диски, флеш-накопители, технические - ноутбук, проектор, интерактивная доска, интерактивная парта, фотоаппарат, документ камера.

• В результате, правильно смоделированная развивающая предметно-пространственная среда способствует повышению активного использования детьми центров развития в группе.

Из анализа данных мониторинга следует:

1. У детей наблюдается эмоционально-положительное отношение к группе, детскому саду, желание посещать его.

2. Дети и родители (законные представители) участвуют в планировании, изменении, дополнении, украшении РППС продуктами собственного творчества. Созданная среда обогащает ребенка новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой самостоятельной деятельности, проявлению инициативности, способствует интеллектуальному, речевому и социальному развитию дошкольников.

3. Активизировалась деятельность детей во всех центрах развития.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 19 марта 2022 в 19:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Вера Иванова (УИ 546407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД