Ксения Бурдакова
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление в силу с 1 января 2014 года приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обязывает дошкольные образовательные учреждения организовать работу по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями, которые представлены в данном документе (п. 3.3).
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы.
Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОО ориентируют педагогов на создание пространства образовательных возможностей для дошкольников, стимулирующих к проявлению игровой активности.
Созданная в нашей ДОО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповых комнат и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- различных образовательных программ.
Кроме того, РППС обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО, развивающая предметно-пространственная среда детском саду создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС реализует следующие принципы:
- содержательной-насыщенности – включение средств обучения (в том числе технических, материалов (в том числе расходных, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемость – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступность – обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасность – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Построение РППС с учетом данных принципов позволяет нам обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. В рамках созданной развивающей среды дети имеют возможность реализовать свой творческий потенциал во всех видах деятельности, соответственно возрасту и полу.
Во всех группах есть игрушки и для мальчиков, и для девочек. Представлено оборудование и оснащение для различных видов игровой деятельности; оборудование для продуктивных видов деятельности (конструирование из разного материала, ИЗО-деятельность); оборудование для познавательно-исследовательской деятельности (дидактические игры, игры для сенсорного развития, глобус, микроскоп и т. д.); материалы и оборудование для двигательной активности (мячи, кегли, обручи, сенсорные дорожки, скакалки); пособия, игры и игрушки для музыкальной деятельности. Все игровое оборудование соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом возрастных особенностей воспитанников и в соответствии с требованиями действующих СанПиН. Результаты продуктивной деятельности детей используются в оформлении интерьера ОУ.
На 2-х площадках детского сада оснащены участки для прогулок воспитанников: имеется спортивное и игровое оборудование, автогородок.
Для поддержания игровой активности дошкольников педагоги моделтруют в развивающей предметно-пространственной среде образовательные ситуации, стимулирующие детей к выбору игровых средств и развертыванию игровой деятельности;
принимают, поощряют инициативность и самостоятельность детей, и участвует в процессе создания игрового пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО должна способствовать тому, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами с другими детьми для занятий по общим интересам.