Ольга Кутявина
Организация работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 п. Смидович"
Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший воспитатель МАДОУ "Детский сад № 7 п. Смидович" «Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий.
Публикация «Организация работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
«Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом».
Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы этой теме всегда уделяла и уделяю много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
На данном этапе изучила литературу по экологическому воспитанию детей :
С. А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;
М. М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;
П. Г. Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».
Познакомилась с программой:
С. Николаевой - «Юный эколог».
Организовала творческую группу : «Эколог» по экологическому воспитанию, руководителем, которой я являюсь.
В ее состав вошли воспитатели, которые любят заниматься цветоводством, огородничеством, садоводством.
Творческая группа поставила задачи на 2022 – 2023 учебный год:
1. Развивать экологическую культуру детей через все виды деятельности.
2. Воспитывать гуманное отношение к природе.
3. Создание предметно-развивающей среды в группах и на участках детского сада.
Исходя из выше поставленных задач, мы разработали план работы по месяцам с отметкой о выполнении.
Главным направлением стало знакомство с родной природой поселка, края, формирование созидательного отношения к окружающему миру.
Дети не только получают знания о природных явлениях, о флоре и фауне, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний. Дети старшей и подготовительной группы сажают вместе с воспитателями кусты и деревья, высаживают на клумбы цветы, собирают листья растений для гербария, природный материал
(шишки, желуди, палочки, колючки, находят и приносят погибших насекомых для создания коллекции. Придумывают и составляют рассказы: «Отчего насекомое могло погибнуть».
Главное в этой работе – чтобы дети осознали себя частью природы, защищали и любили ее.
Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают наших воспитанников, стала для нас наиболее актуальной. Почему? Установлен такой факт: дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Почему?
Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.
За период работы с сентября по август творческой группой были запланированы и проведены совместно с воспитателями :
1. Наблюдения
1.1. За перелетными птицами осенью
1.2. За птицами у кормушки
1.3. Наблюдение за поведением птиц
1.4. Наблюдение за перелетными птицами весной
2. Экскурсии
2.1. К кормушке
2.2. На «Зеленую зону»
2.3. В «Цветочный город»
2.4. В уголок леса
2.5. В сад
2.6. По экологической тропе
2.7. К зоне лекарственных растений
2.6. На «Площадку природы»
3. Беседы
3.1. Как животные готовятся к зиме
3.2. Как зимуют деревья
3.3. Как зимуют животные
3.4. О лекарственных растениях
3.5. О пользе лука
4. Заучивание стихотворений
4.1. О зимующих птицах
4.2. О перелетных птицах
4.3. О временах года
5. Развлечения
5.1. Вечер вопросов и ответов
5.2. Вечер загадок о природе
6. Конкурсы, смотры – конкурсы
6.1. «Помогите пернатым друзьям»
6.2. «Самый цветущий участок»
6.3. Конкурс чтецов
7. Викторины
7.1. «Назовите приметы зимы»
7.2. «Назовите приметы весны»
8. Работа в уголке природы
8.1. Посадка семян лука в уголке природы
8.2. Уход за комнатными растениями
8.3. Наблюдение за ростом лука
9. Выставки
9.1. «Оранжевое солнце».
9.2. «Вот какое лето к нам пришло» - рисунков
Чтение произведений экологического содержания, работа в уголке природы, сбор семян цветов, составление плана наблюдений и экскурсий, составление конспектов экологического содержания, подбор игр экологического содержания, озеленение участков, разбивка цветников, пересадка цветов на клумбы, посадка растений в уголок леса и т. д.
Большие возможности для наблюдений создает сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
В своей работе основной акцент мы сделали на разработку системы наблюдений за растениями на экологической тропе на участке детского сада.
На летний период 2018г. творческой группой : «Эколог» поставлена цель: продолжать работать над преобразованием развивающей предметно-пространственной среды на участках детского сада.
Нами на летний период запланировано создание зоны с лекарственными растениями (чистотел, пижма, крапива, щавель, ревень, тысячелистник, мелисса, пастушья сумка, дикий лук и чеснок) с целью наблюдений и экскурсий к этим растениям. В дальнейшем мы планируем эту зону, расширить. В качестве объекта наблюдений нами были выбраны: поляна «одуванчиков» на участке средней группы, расположение которых удачно с точки зрения доступности детей. На поляне растет и другая растительность (подорожник, тысячелистник, розовый клевер, которая интересна и характерна для нашей местности. В конце наблюдений дети рисуют впечатления об увиденном.
Посещение этих и других интересных объектов с определенной целью, которую ставит воспитатель, развивает интерес к открытиям, а созерцание красоты природы в разное время года воспитывает не только эстетические, но и нравственные чувства, прежде всего доброту.
В итоге дети учатся видеть красоту и гармонию родной природы
Преобразование предметно-развивающей среды на участках детского сада способствует активному ее использованию в воспитательно-образовательном процессе, тесному взаимодействию с родителями.
Использованный материал – исключительно бросовый (пластиковые бутылки, тазы, ведра, бочки, пенечки, и т. д.)
Кроме этого доступного материала, нам понадобились: краски, гвозди, клей и большое желание.