Папки-передвижки

«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ»

Анна Денисова
«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ»

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации. Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В связи с появлением в нашем ДОУ детей с проблемами в речевом и психическом развитии возникла необходимость найти пути решения образования детей с ОВЗ и реализовать процесс социализации этих детей через интеграцию в социум.

Публикация «„Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ“» размещена в разделах

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.

В Законе "Об образовании в РФ" ст. 44 п. 1 определяется, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы ДОУ является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего ОВЗ. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с ОВЗ.

В рамках опорного МДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» по теме «Коррекция и развитие личности детей с ОВЗ» в апреле 2013года был организован круглый стол с педагогами «Формы работы с родителями в условиях детского сада», на котором мы решили в 2013-2014 учебном году уделить работе с родителями больше внимания. Так в плане работы появились новые формы с родителями детей – инвалидов, о них я сейчас расскажу.

В ноябре месяце накануне Декады инвалидов в рамках опорного ДОУ на базе детского сада №63 была организована творческая мастерская для детей и родителей «Волшебные комочки», где все участники познакомились с очень интересной техникой сухого валяния и сумели выполнить замечательные работы при помощи воспитателя детского сада №53 Уваевой Светланы Фёдоровны. Педагог сумела заинтересовать не только детей, но и родителей, все получили массу положительных эмоций от результатов своего труда. Нужно отметить, что первоначально Светлана Фёдоровна провела мастер – класс с педагогами города, тогда и задумались о проведении такого мероприятия для детей и родителей.

В январе месяце были организованы уже во второй раз занятия по плаванию в бассейне МДОУ№13 (Заведующий Карнавина О. В., эта была незабываемая неделя. Если в прошлом году ответственными были воспитатели, то в этом году мы подключили родителей, они сами смогли приводить детей в бассейн, присутствовали на всех занятиях, радовались за успехи своих малышей, оставили очень тёплые слова к книге отзывов и все пожелали, получить ещё не одно приглашение.

В феврале месяце вся страна жила Олимпийскими играми в Сочи и мы решили в рамках опорного ДОУ организовать мероприятие «Спортивная карусель» для детей с ОВЗ. В нашем спортивном зале за последний год появилось 8 тренажёров. Вот и решили пригласить ребят из разных садов города на спортивное мероприятие вместе с родителями. Занятия на детских тренажёрах были проведены в виде круговой тренировки и заключались в том, что каждый ребенок упражнялся последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагалась каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей.

Условия комбинированного детского сада дают возможность для временной интеграции ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, что в значительной степени обогащает систему мероприятий коррекционного воздействия, формируя адекватные способы вхождения в социум. Воспитанников коррекционных групп объединяем со сверстниками для проведения различных мероприятий воспитательного характера. В ноябре наши дети уже во второй раз выступали на открытом фестивале художественного творчества «Мне через сердце виден мир», где получили Благодарственное письмо.

Наши воспитанники вместе с родителями в декабре 2013года участвовали в муниципальной акции «Ты пернатым помоги, им кормушку смастери!» Ребята из коррекционных групп не только разместили кормушки на своих участках, но и поделились своими поделками с малышами.

В преддверии новогодних праздников была организована творческая мастерская «Новогоднее чудо», где родители и дети смогли проявить фантазию, выдумку и своё умение, выставка поделок прошла в три этапа, сначала в каждой группе работала своя мини-выставка, потом открылась общая выставка всех работ в ГКЦ «Нива», а потом поделки снова вернулись в детский сад и в музыкальном зале ещё неделю радовали всех сотрудников и детей детского сада.

В январе в рамках муниципального проекта «Школа и детский сад лицом друг к другу» была организована «Весёлая Олимпиада 2014», в которой приняли участие дети – инвалиды, которые посещают общеразвивающие группы нашего детского сада.

В феврале, накануне праздника «День Защитника Отечества» был подготовлен большой концерт для ветеранов. Ветераны, поделились своими воспоминаниями о военных и трудовых подвигах, дети задавали много вопросов, на которые получали интересные ответы.

Нашими добрыми друзьями являются представители городской организации Общества Красного Креста, которые приходят к нам в День Доброты и в Декаду инвалидов, а мы в свою очередь приглашаем их на Новый год и 8 Марта. Каждый раз в дружеской атмосфере девчонки и мальчишки читают гостям стихи, поют песни и дарят друг другу чудесные подарки.

Создавая условия интегрированного воспитания в ДОУ для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Участие в Педагогических чтениях. «Создание условий для личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми» «Создание условий для личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми через индивидуализацию образовательного процесса». СЛАЙД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 14:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД