Наталья Хмелёва
Участие в Педагогических чтениях. «Создание условий для личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми через индивидуализацию образовательного процесса».
СЛАЙД 1
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей.
СЛАЙД 2
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. Она является важной, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит и реализация программы.
Публикация «Участие в Педагогических чтениях, „Создание условий для личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми“» размещена в разделах
СЛАЙД 3
Опираясь на ФГОС ДО, положение Л. С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теорию амплификации (обогащения) дошкольного детства (А. В. Запорожец, основные принципы построения развивающей среды ДОУ (С. Л. Новоселова) и опыт педагогов – новаторов дошкольных учреждений, можно сказать о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом он должен прослеживаться в течение всего пребывания ребенка в детском саду, а не только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Одним из важных факторов индивидуализации образования является создание, единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя качества образовательного процесса.
Индивидуализация среды ориентирует каждого из детей на успех, радость достижения, на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Мне бы хотелось поделиться опытом создания условий для индивидуального взаимодействия педагогов с детьми. СЛАЙД 4
Личностно ориентированная модель предметно-пространственной среды отражается в принципах ее построения:
- Принцип гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. СЛАЙД 5
-Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "гендерного подхода" СЛАЙД 6
- Принцип эстетической организации среды. СЛАЙД 7
- Принцип безопасности предметно – пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
СЛАЙД 8
- Принцип доступности среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
- свободный доступ, в том числе детей с ограниченными возможностями, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
СЛАЙД 9
- Принцип активности, творчества. Участие детей и взрослых в создании своего предметного окружения. СЛАЙД 10
-Принцип полифункциональности материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, ширм, матов, мягких модулей и др. СЛАЙД 11
-Принцип транформируемости среды предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
СЛАЙД 12
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, постоянно учитываю особенности его развития, определяю свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Такой способ взаимодействия с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения. СЛАЙДЫ 13, 14
Литература. СЛАЙД 15