Маргарита Федорович
Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста
Одним из важнейших направлений в работе коллектива детского сада является забота о здоровье воспитанников. В современных условиях дошкольного образования здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, который требует переоценки всех компонентов образовательного процесса. Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного процесса, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в детском саду. Цель деятельности педагогов – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в детском учреждении, сформировать необходимы компетенции, показать пример использования знаний в повседневной жизни.
Публикация «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Большим помощником педагогам является здоровьесберегающие технологии, которые направленны на решение приоритетной задачей современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.
По целому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья детей. Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и педагогическую). Возможности влияния педагогов на первый взгляд весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно – развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы.
Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпонентная структура: предметная среда – хозяйственная инфраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и оздоровительной деятельности.
Коммуникативная среда представляет межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни.
Коррекционно-развивающая среда, оздоровительная среда – формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из основных задач детского сада. В детском саду педагоги сталкиваются с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении ребенка в детский сад. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки, одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является частое сидение за телевизором, неправильная посадка во время еды, неправильное питание и недостаточная осведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их использование в воспитательном процессе.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются : строгое соблюдение режима дня дошкольника, динамические паузы, обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня, физкультурные занятия, прогулки, спортивные праздники, развлечения, подвижные игры, сбалансированное питание. Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности, что в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы, увеличить запас энергии.
Известно эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными и неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в острых ситуациях лучше не оценивать, так как это повлечет за собой лишь непонимание, негатив. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует. Кроме того, задача педагога состоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенные, внимательные и терпеливые. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая систематическая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.