Светлана Шамбарова
Организация психологической помощи детям с ОВЗ методом «Музыкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация психологической помощи детям с ОВЗ,
методом «Музыкотерапии»
Шамбарова С. Е.
ГБОУ ООШ №6 Структурное Подразделение
«Детский сад «Бабочка»
г. Новокуйбышевск
Темочки:
Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»
В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах и школах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
Музыкотерапия позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между педагогом и ребёнком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка; повышает самооценку на основе само актуализации; развивает эмпатические способности; помогает укрепить отношения с педагогом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизациях на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.
Практика занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость и др., подтверждает, чем раньше начинается включение детей в музыкальную деятельность, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.
В своей работе применяю активные методы музыкальной терапии, основанные на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение, музыкально-ритмические движения.
1) Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.
Например: Дыхательные упражнения (оздоровление и укрепление дыхательных функций)
С детьми можно проделать дыхательные упражнения, опираясь на образные выражения сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж», змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.
2) Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах.
Например: «Сыграй свое настроение» на шумовых инструментах.
Во время проведения упражнения дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них своё настроение и звуковые представления.
3) Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционную ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.
Например: «Пчелка в цветке» (Кинезитерапия)
Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы - на диван, кресло, стул. Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (музыка И. Брамс «Колыбельная»). Накидываем на ребенка плотный платок.
Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. Платок убираем, музыку меняем.
Ритмотерапия
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец помогают ребенку устанавливать дружеский контакт со сверстниками, а так же дают психотерапевтический эффект.
Например: «Пузырьки воздуха» (Ритмотерапия)
Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.
Таким образом, музыкальная терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.
Библиографический список:
1. Тихонова Е. В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения // Художественно–педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Под. ред. Н. Г. Тагильцева. – Екатеринбург, 2007. 67 – 71c.
2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /.- М., 2001.
3. О. Слабода. «Исцеление через магию звуков» /. – СПб., Вектор, 2008
4. Шушарджан С. «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994
5. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарджан. - М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.