Фарида Азнабаева
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в башкирских группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление старшего воспитателя на районном методическом объединении старших воспитателей с докладом «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в башкирских группах МДОБУ детский сад «Ласточка» с. Жуково»
(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я очень рада видеть Вас!
Наш детский сад «Ласточка» с. Жуково распахнул свои двери 25 декабря 2013г.
Публикация «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в башкирских группах детского сада» размещена в разделах
(Слайд 2) Мы думаем, что рождение нашего села со своей инфраструктурой – это уникальный опыт не только нашей республики Башкортостан, но и для всей России.
(Слайд 3) С первых же дней работы ДОУ не без участия родителей воспитанников мы задумались об открытии башкирских групп, так как дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства,
(Слайд 4) для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. Инициативная группа родителей воспитанников ДОУ собрали подписи жителей села за открытие башкирских групп, обратились с ходатайством в вышестоящие органы. Нами, в свою очередь, был проведен опрос родителей с целью выявления количества детей, желающих посещать башкирскую группу.
(Слайд 5) По результатам опроса сформировали сводную таблицу. Сведения, полученные в ходе опроса, способствовали положительному решению вопроса. И в конце в 2014-2015 учебного года, 15 апреля во второй одновозрастной группе открылась башкирская группа «Йэйгор».
(Слайд 6) Спустя 1,5 месяца с начала функционирования башкирской группы, 02 июня 2015 года в детском саду прошло торжественное мероприятие, посвященное ее открытию. На этом празднике присутствовали гости из информационно-методического центра, представители отдела башкирской молодежи «Госсобрания Курултай», так же были представители республиканских СМИ – корреспонденты канала БСТ, внештатный корреспондент газеты «Вечерняя Уфа» Ишбулатова А. Р. Малыши и взрослые с большим нетерпением ждали этот день, за такой короткий промежуток времени подготовили яркую концертную программу, танцевали, пели песни и читали стихи на башкирском языке. Несмотря на приятное волнение, справились на «отлично». На наш взгляд, это первый небольшой успех, с которым мы делимся с вами! Встреча прошла в теплой, дружественной атмосфере. Гости праздника подарили детям и администрации ДОУ книги, методические пособия. Мероприятие завершилось чаепитием, родители совместно с педагогами пригласили гостей отведать традиционные башкирские сладости. Подобного рода мероприятия планируем проводить регулярно и с другими известными творческими башкирскими деятелями.
Продолжением начатого стало открытие в детском саду вначале этого учебного года еще одной башкирской группы «Кубэлэктэр» для детей раннего возраста.
(Слайд 7) Нельзя сказать, что процесс открытия башкирской группы, был для нас затруднительным – напротив, мы стали еще усерднее работать. Безусловно, были определенные трудности, связанные с разработкой и реализацией программы, нехваткой методической литературы. Программа спроектирована рабочей группой педагогов нашего ДОУ на основании Программы «Башкорт балалар баксалары осон комплекслы укытыу тарбия программаhы» («Программа комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах») Г. Г. Галиевой, З. Г. Нафиковой, а также нашей основной Образовательной Программы МДОБУ детский сад «Ласточка» с. Жуково, разработанной на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Социально-исторические условия развития края обусловили многонациональный состав групп в ДОУ, к примеру, башкирские группы посещают дети из татарских семей, родители которых приветствуют изучение их детьми схожего с их родным языком башкирского языка, являющегося вторым государственным языком в Республике Башкортостан.
(Слайд 8) При реализации национально-регионального компонента в башкирских группах мы используем следующее программно-методическое обеспечение в образовательной деятельности:
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это:
«Я познаю Башкортостан» Р. Ф. Агишева
«Дидактические игры. Я познаю Башкортостан», Р. Л. Агишева
«Урал – родимый край», Ф. Н. Фазлыева
В познавательном развитии:
Р. Х. Гасанова «Земля отцов»
Р. Л. Агишева «Я – Башкортостанец»
Ф. Н. Фазлыева «Мой край – Башкортостан»
Программа «Оскон» Ф. Г. Азнабаева, З. Г. Нафикова
Методическое пособие «Табигат хам кеше» Ф. Г. Азнабаева, Г. Р. Шафикова
(Слайд 9) «Дидактические игры. Я познаю Башкортостан», Р. Л. Агишева
«Движение - сила», З. Г. Нафикова, З. М. Денисова
«Интеллектуально – математическое развитие детей», В. Г. Яфаева, Т. И. Маврина
«Урал – родимый край», Ф. Н. Фазлыева
В физическом развитии:
«Путь к школе. Двигательное развитие», В. Г. Яфаева
«Движение – сила» Подвижные игры в физкультурно-оздоровительной работе детского сада, З. Г. Нафикова, З. М. Денисова
(Слайд 10) В речевом развитии:
Методическое пособие «Голбостан» Ф. Г. Азнабаева, А. З. Нарынбаева
«Йэйгор» Хрестоматия для детских садов З. А. Ягафарова, М. Б. Юлмухаметов
В художетсвенно-эстетическом развитии:
«Ильгам» Методическое пособие, Ф. Г. Азнабаева
«Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана» Молчева Л. В.
«Календарные обрядовые праздники башкир детям», З. Г. Нафикова, А. Г. Березина
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села и края.
(Слайд 11) Исходя, из этого был сделан акцент на организацию образовательной среды. В группах создан краеведческий мини-музей, основной целью которого является приобщение детей к национальной культуре, формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию. В мини-музее имеются предметы быта башкир, элементы национальных костюмов, предметы народно-прикладного искусства, сотканные полотенца с вышивкой, колыбельная с накидкой, паласы, куклы в национальных костюмах и многое другое.
Также в башкирских группах созданы центры ознакомления детей с родным краем, в которых имеется разнообразный наглядный материал, дидактические игры, карта и символика Республики Башкортостан, открытки с изображением достопримечательностей города Уфы, достопримечательностей республики.
Для родителей воспитанников на информационном стенде представлены режим дня и расписание ОД на двух языках – башкирском и русском. ОД проводится на башкирском языке, воспитатель сразу дублирует перевод на русский язык для детей, которые еще не до конца понимают башкирскую речь. Музыкальные занятия проводятся на русском языке, а утренники и развлечения полностью на башкирском языке по программе Г. М. Мухамедьяновой, занятия по физическому развитию проводятся на русском языке по методическому пособию В. Г Яфаевой.
(Слайд 12) ОД осуществляется, используя разнообразные методы и приемы: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Хотелось остановить ваше внимание на некоторых ОД.
Для развития коммуникативных навыков посредством игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры была проведена ОД в средней группе «Йэйгор» на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Наречение имени новорожденному». На занятии детей познакомили со старинным башкирским обрядом. Дети узнали, что рождение ребенка у башкир сопровождалось праздником «Бэпес туйы», который означал признание ребенка обществом, наделение его своим жилищем – колыбелью и наречение его именем. Так же дети узнали, что обряд наречения имени проводит мулла на 3-й или на 40-й день после рождения, ребенка укладывают перед муллой на подушку. Мулла читает молитву и трижды произносит в уши ребенка (сначала в правое, затем в левое): «Пусть твое имя будет …» (на занятии ребенка-куклу нарекли Айгуль). Данная традиция сохранилась и проводится в наше время как деревенскими, так и городскими жителями. Несмотря на это, многие дети познакомились с ней впервые. Замечательно, что теперь они знакомы с таким традиционным башкирским обрядовым семейным праздником!
(Слайд 13) С детства должна закладываться культура поведения на дороге. Так, на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Кубэлэктэр» была проведена ОД на тему: «Светофор – лучший друг ребят», а в средней группе «Йэйгор» – на тему: «Путешествие в страну дорожных знаков».
(Слайд 14) В духовной культуре башкир значительное место занимают народные инструменты – курай, кубыз, думбыра. Вряд ли можно назвать более популярный и более любимый башкирским народом инструмент, чем курай, который не имеет себе аналогов по своеобразию и тембру звучания. На тему «Курай» на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в обеих группах «Кубэлэктэр», «Йэйгор» проведены ОД в форме беседы. Дети узнали, что курай – это чисто национальное изобретение, насчитывающее десятки столетий и являющееся целым пластом жизни, от которого невозможно отделить культуру народа! Подтверждение тому – цветок курая на флаге и гербе республики – это знак дружбы, 7 лепестков курая символизирует 7 родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории республики Башкортостан.
На сегодняшний день смело можно сказать, что адаптационный период в группах прошел весьма успешно. Группы работают в обычном режиме. Со стороны детей, педагогов и родителей сложностей нет, проблемы остаются только в нехватке новой примерной Программы, методической и художественной литературы на башкирском языке.
В заключение своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома, фундаментом которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: развивающая предметно-пространственная среда (РППС, характер взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка.
(Слайд 15) Благодарю за внимание!