Людмила Зайцева
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
В настоящее время дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Родители не играют вместе с ребёнком.
Публикация «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре.
Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.
Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.
Каково же значение игровой деятельности для дошкольника?
- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
- В игре ребенок развивается духовно.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.
Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.
Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статистическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО освещена в «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:
• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
• дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Дети должны чётко понимать правила игры. Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения :
• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
• исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;
• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
• чёткое понимание ребятами правил игры;
• исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
• достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
• наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
• своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
• создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
• доступность предметно-игровой среды для всех участников.
Можно выделить следующие типы игр:
1. Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры).
2. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.
3. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности.
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры) :
• сюжетно - отобразительная;
• сюжетно-ролевая игра;
• режиссёрская постановка;
• театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:
• дидактические игры с сюжетным рисунком;
• игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
• подвижные разного уровня интенсивности;
• дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности :
• развлекающие игры;
• интеллектуальные головоломки и состязания;
• календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные;
• народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности, воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Усложнение игрового мастерства ребё нка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.
Педагогу необходимо решать следующие задачи руководства игровой деятельностью детей :
• стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения;
• помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;
• обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры;
• побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни;
• придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;
• формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения;
• пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами;
• развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры;
• прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;
• стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;
• учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими;
• поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок;
• обучать умению договариваться.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:
• 2-3 года - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
• 3-4 года - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
• 4 - 5 лет - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
• 5 - 6 лет - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
• 6-7 лет - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.
Основные требования к эффективной организации и проведению игры
(Две модели поведения взрослого)
• взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
• взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.