Панкратова Ирина
Организация и развитие современной образовательной среды детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
СЕКЦИЯ 2 «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»
Наша секция называется: «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада»
Публикация «Организация и развитие современной образовательной среды детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной Организации, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению данной проблемы
Пространственная развивающая среда включает в себя совокупность подпространств:
- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
- игрового развития;
-экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.
В рамках ФГОС ДО представлена совокупность ключевых требований к организации и реализации дошкольного образования. Одним из ключевых компонентов является образовательная среда детского сада. Проблема организации образовательной среды и определение степени ее влияния на результативность и качество образования занимает одно из ключевых мест в педагогике. Согласно стандарту, образовательная среда детского сада, в первую очередь, должна гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей (пункт 3.1. ФГОС ДО).
Образовательная среда должна отвечать не только требованиям ФГОС ДО, но и требованиям Образовательной программы дошкольного учреждения, где перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
• предметно – пространственная развивающая среда;
• характер взаимодействия со взрослыми;
• характер взаимодействия с другими детьми;
• система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Большую роль в организации такой среды играет методическая служба ДОУ.
Развивающая предметно пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Большое значение в создании развивающей предметно –пространственной среды имеют дидактические игры. Дидактические игры — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
О практике использования дидактических игр в обучении дошкольников нам расскажет
О том, как грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды влияет на развитие творческих способностей дошкольников, помогает им развить их познавательный интерес и любознательность с нами поделится
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
О возможности использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ для реализации ООП с нами поделятся:
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
О том, как использовать ИКТ в образовательной деятельности с воспитанниками с нами поделится
Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО, не только в группе, но и на улице.
Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей.
О создании игровой среды для детей на участке ДОУ с нами поделятся
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников.
Адаптация к условиям детского сада детей любого возраста проходит не просто, но гораздо с большими трудностями сталкиваются дети, начинающие по каким –либо причинам посещение дошкольного учреждения в среднем или старшем дошкольном возрасте.
Своим опытом по данному вопросу с нами поделится
Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Свой опыт работы по взаимодействию детского сада с учреждениями окружающего социума расскажет
О взаимодействии с сетевыми партнерами с нами поделится
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Предметно-развивающая среда- это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Выводы по работе секции:
* На секции был представлен опыт работы педагогов образовательных учреждений по организации и развитии современной образовательной среды детского сада в различных формах : мастер - класс, творческая лаборатория, презентация, педмастерская и т. д.
* Цель представленных материалов – содействие развитию профессионально-методической компетентности педагогов дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, формированию у педагогов умения методически правильно организовывать предметно-развивающую среду в детском саду, ориентированную на ребёнка.
* В рамках работы секции были даны рекомендации по индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, изготовлению игр своими руками, взаимодействию с родителями в вопросах организации предметно-пространственной среды в группе дошкольного образовательного учреждения.
* В ДОУ необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбора деятельности.
* Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.
* Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.
* Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом.
- развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;
- организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
* При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- различных образовательных программ с учётом применения инклюзивного образования, а также национально – культурных, климатических и других условий.
* Идет активное обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве:
- внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.
- создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).
Таким образом, в дошкольных образовательных организациях
- успешно развивается опыт инновационной деятельности в области организации предметно-развивающей среды;
- дошкольные организации успешно применяют знания в организации развивающей предметно–пространственной среды;
- имеются современные программы, технологии пособия и разработки; - современное материально-техническое оснащение.