изольда жукова
Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ. Их специфика и различие
▼ Скачать + Заказать документы
В чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий?
Понятия комплексные занятия и интегрированные занятия подразумевают; совокупность предметов и явлений, которые составляют одно целое, интеграция – это процесс сближения связи наук, который происходит наряду с процессами их дифференциации.
В комплексных занятиях прослеживается совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.
Публикация «Организация и проведение комплексных и интегрированных занятий в ДОУ, Их специфика и различие» размещена в разделах
Цель комплексных занятий — дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.
Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.
Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор. Можно поговорить и о сочетании
2.
различных средств выразительности, например сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой, но в разных регистрах (высоком и низком, чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» СМ. Майкапара, а в нижнем—таинственный, зловещий («Баба Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.
На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.
Применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.
Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его оттенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби, «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную, выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.
3.
Подводя итоги наблюдений за природой в разные осенние месяцы, проводится комплексное занятие «Осень перемен». В занятие включается все что, дети узнали, выучили, запомнили за три месяца: и про урожайный сентябрь, и про разноцветный октябрь, и про хмурый ноябрь с первым снегом. Дети поют песни, читают стихи, танцуют, играют, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. На таком занятии звучали радостные стихи об урожае, печальные – об улетающих птицах, песня радостная и грустная. Дети слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, весело танцуют с листочками, включаются в игры («Осень спросим», «Дождик», заводить хороводы («Вейся, капустка», «Огородная-хороводная») и т. д.
В содержании занятия вокруг темы «Осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах. Так сложилось, что комплексные занятия используются в качестве варианта досуговой деятельности, чаще всего связано с временами года и праздничными датами. На таких занятиях исполнительская деятельность детей представлена во всем многообразии; требуется предварительная работа, в основное главным образом в разучивании с дошкольниками тех или иных художественных номеров.
Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире, чем занятий комплексных. Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года. Но и знакомство с природными явлениями («Восходы и закаты», «Радуга», «Зимние узоры») и т. д.
Для интегрированных занятий темы имеют патриотическую и социальную направленность: «Моя малая Родина», «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина). В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия наполнены, могут быть другими видами деятельности: трудовой,
4.
познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование, двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.
На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.
Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм. Темы таких занятий : «Ритм – сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке».
Подобный подход приемлем и для других видов художественно-эстетической деятельности: изобразительной, театрализованной.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, его эмоционально, интеллектуального, социально-нравственного здоровья. Выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников:
5.
рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение). Сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Как часто следует проводить с детьми комплексные и интегрированные занятия.
Комплексные занятия могут проводиться в связи с праздничными датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.
Интегрированные занятия более сложные по насыщенности, требуют серьезную и систематическую предварительную работу, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, один раз в квартал. Продолжительность занятия 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач, и возраста детей.
Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание Комарова Т. С. и Доронова Т. Н.
Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и
6.
образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «. в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» .
В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятии, среди которых выделены интегрированные занятия (Л. А. Горшунова, О. М. Клементьева, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, Г. Н. Новикова, О. С. Ушакова и другие). Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности.