Любовь Данько
Консультация «К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования
Данько Л. С.
Ключевые слова: семья, взаимодействие, пространство, дополнительное образование.
В условиях перехода Российской Федерации к постиндустриальному информационному пространству нарастают вызовы к системе образования в отношении создания новых современных условий для успешной социализации личности ребенка. Система непрерывного образования Российской Федерации привлекает дополнительные ресурсы, вовлекает различные социальные институты, помогающие более полно реализовать весь спектр позитивных условий социального развития ребенка. Например, летняя смена «Сириус» на базе Олимпийской деревни в Сочи наглядно продемонстрировала успешность совместных усилий со стороны российской школы, НИИ, туризма и спорта.
Публикация «Консультация „К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Мы убеждены, что сегодня все острее проявляется необходимость повышения статуса дополнительного образования как открытого вариативного образования и усиление его миссии в государственном масштабе. Дополнительное образование должно более полно обеспечивать право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит многоаспектное личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Исследователи в области педагогики считают, что дополнительное образование остается важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семьи, соответственно, его ключевая социокультурная роль заключается в:
повышении мотивации внутренней активности детей и их саморазвития,
реализации их внутреннего потенциала,
формировании позитивной детской и подростковой субкультуры,
приобщение ребенка к творческим сферам деятельности,
удовлетворенность успехами мотивирует на дальнейшую более сложную деятельность.
Анализ современных психолого-педагогических исследований А. Г Асмолова, В. А Горского, Е. Б Евладовой показывает, что пространство дополнительного детского образования рассматривается с разных позиций как «особо ценный тип образования»
В исследованиях А. Г Асмолова, А. В Мудрика подчеркивается, что дополнительное образование является дополнение к основному образованию, расширяющее возможности образовательных стандартов. Но надо отметить, что современная семья не всегда учитывает значимость дополнительного образования.
Ряд исследователей В. В Давыдов, М. М Поташник, А. В Скачков считают, что дополнительное образование является эффективным средством развития личности ребенка как в школе вне образовательного процесса, так и за ее пределами в различных внешкольных учреждениях.
Так В. Г Горский, Т. А Альбицкая, Т. А Барышева занимались разработкой педагогики школьного дополнительного образования. В основе их исследований лежит совместимость и взаимообусловленность данных систем.
А мнению А. Г Асмолова и А. Ф Малышевского дополнительное образование -это возможность расширить личностные качества воспитанника. Именно в учреждениях дополнительного образования ребенок «опробует себя в разных ролях, и в этом есть великое дело и суть дополнительного образования»
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности. В ряде случаев оно становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач.
Но вопросы взаимодействия педагогов с семьей в пространстве дополнительного образованию подробному анализу не подвергались.
По мнению В. Т. Кудрявцева ведущим критерием развитого детства является наличие культуротворческой функции, как ведущей в процессе поощрения внутреннего мотива.
Методологической основой нашего исследования стало теоретическое положение В. А. Петровского о том, совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг другом являются «питательной средой», в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя. Такое развивающее взаимодействие предполагает, что каждый из вступающих в контакт не просто «содействует развитию другого», а именно в этом находит условие для собственного личностного развития и удовлетворения.
Педагоги дополнительного образования могут и должны использовать ресурсы семьи для расширения возможностей дополнительного образования. В этой связи уместно будет привести в качестве примера технологию проектной деятельности. Данная технология предполагает участие семьи ребенка в подготовке и защите проектов тематика, которых может быть самой разнообразной. Это может быть совместный поиск материала, работа с рисунком и фотографией, составление вопросов команде соперников, оформление проекта и, непосредсвенно, его защита.
Таким образом, сегодня, в век научно-технического прогресса общество нуждается в высокоинтеллектуальных кадрах с одной стороны, и в стабильности и снижении криминогенной обстановки с другой. А система дополнительного образования является одним из наиболее важных и эффективных средств, формирующих личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Список литературы:
1. Т. М Баринова Семейные традиции: содержание и формирование: монография. - Магадан: Изд. СВГУ,2008.-113с.
2. Петровский А. В Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии. 1987.-№5
3. Дополнительное образование детей : Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. О. Е Лебедева. -М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.-256