Ирина Струк
Проектная деятельность «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ «Детский сад №33»
Выполнила: Струк И. В.
г. Оренбург, 2020
Пояснительная записка:
В современных условиях актуализировалась необходимость воспитания гражданской идентичности подрастающего поколения. Для того, чтобы ребенок осознавал себя гражданином государства, в котором он живет, ему необходимо осознать ценности своей родины и их значение для существования человека, народа, государства, мира.
Для детей дошкольного возраста такие ценности воплощаются в народных
Публикация «Проектная деятельность „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах
- Оренбургская область
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
промыслах, которые позволяют подчеркнуть культурно-историческую уникальность малой родины. Для Оренбургской области таким промыслом является оренбургский
пуховый платок. Знакомство с промыслом рождает интерес к малой родине и гордость за земляков – мастериц оренбургского пухового платка, ребенок начинает ощущать себя частью прекрасного.
Знакомство с оренбургским пуховым платком, приобщение ребенка к промыслу носит интегрированный характер и способствует формированию целостной картины мира: каждый народный промысел, и оренбургский пуховый платок не является исключением, имеет большое значение для человека. Оренбургский пуховый платок – это домашние животные и правильный уход за ними, забота о человеке и его здоровье, стихотворения и песни, уникальное явление красоты и эстетики.
Проектная деятельность детей в рамках тематики оренбургского пухового платка позволяет ребенку пропустить через себя технологию создания этого пухового изделия, поучаствовать в его дизайне, познакомить других с промыслом и дать им повод для гордости Оренбуржьем и его жителями.
Название проекта : «Оренбургский пуховый платок»
Тема проекта :
«Оренбургский пуховый платок»
Воспитание патриотических чувств дошкольников через приобщение к народному промыслу Оренбургской области – оренбургскому пуховому платку.
Проблема проекта :
Необходимость воспитания любви детей к своей малой родине и гордости за нее.
Исследование свойств оренбургского пухового платка, паутинки (цвет, вес, размер, форма, узор, просвечиваемость, способы ношения, согревающий эффект, тонкость – пропускание через кольцо) и шали (цвет, вес, размер, форма, узор, про свечиваемость, способы ношения, толщина, согревающий эффект). Изучение условий жизни и качеств пуха губерлинских коз. Наблюдение за способом изготовления платка и ухода за ним. Моделирование процесса обработки пуха и вязания платка.
Цель:
Приобщение дошкольников к народному промыслу Оренбуржья – оренбургскому пуховому платку – как символу Оренбуржья и поводу для гордости.
Задачи:
1. Формировать представления детей о свойствах предметов окружающего мира, их источников и востребованности этих свойств у людей (свойства пуха, согревает козу, согревает человека).
2. Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в поиске смыслов окружающей действительности, в объяснении ее явлений.
3. Вызвать интерес к оренбургскому пуховому платку и желание гордиться им, делиться своей гордостью с окружающими.
4. Развивать умения строить аргументированные высказывания, уметь доказать свою точку зрения, подбирать примеры, делать выводы.
Вид проекта :
творческий:
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (4 недели)
Участники проекта :
Дети – группа, старший дошкольный возраст
Педагоги – воспитатели детского сада, музыкальный руководитель
Родители, бабушки, дедушки – организаторы образовательной деятельности (показывают процесс обработки пуха, вязания платка, предоставляют образцы для детских исследований).
Планируемые результаты:
проявляет устойчивый интерес к истории и традициям создания оренбургского пухового платка;
способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об оренбургском пуховом платке, собственном продукте художественно творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) в процессе изучения свойств оренбургского пухового платка;
способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности – образца рисунка оренбургского пухового платка;
способен разработать план действий по созданию продукта, составлению описательного рассказа об оренбургском пуховом платке;
демонстрирует понимание эстетической ценности продуктов народных промыслов (на примере оренбургского пухового платка);
проявляет ручную ловкость в процессе изготовления образцов узоров оренбургского пухового платка.
Продукт проекта :
Праздник 8 Марта «Оренбургский пуховый платок», презентация «Оренбургский пуховый платок», демонстрация коллекции платков.
Планирование по проекту «Оренбургский пуховый платок» :
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
I этап (подготовительный) Беседа с родителями, «Связь семьи с пуховязальным производством и пуховыми изделиями»;
Беседа об истории возникновения пуховезяльного промысла в Оренбургском крае : «Оренбургские козы», «О применении козьего пуха для производства пуховых изделий», «Виды Оренбургских пуховых платков», «Ажурный палантин» Беседа «Пуховые вязаные изделия есть в моей семье»;
II этап (основной) Познавательно-исследовательская деятельность :
Выставка фотографий «Любимый край, благословенный!», «Времена года»;
Рассматривание пуха, чесалок, веретен, прялки, разных видов пуховых изделий (платки, палантины, шали, перчатки, береты, кофты, варежки)
Физическое развитие:
Подвижные игры «Береза», «Кольца»,
Пальчиковые гимнастики «В гости к пальчику большому», «Я перчатку надеваю», «Семья»
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация: «Узоры для платка»;
Рисование: «Волшебный клубочек», «Рисование нитью», «Укрась
платочек»
Речевое развитие:
В. Флейшер «Оренбургский платок», Н. Рахимова-Васильченко «Оренбургский пуховый платок», Н. Ермашова «Оренбургская паутинка», В. Боков «Оренбургский пуховый платок»; «Собери платок», игра «Шатер», «Фотоателье», «Собери платок», Разрезные картинки, Составь узор из геометрических фигур «Мы платочки постираем»
Хороводная игра «Найди себе пару» (игра с платочками, танец-игра «У кого в руках платочек, тот пойдет ко мне в кружочек…», «Во поле береза стояла…»
Рисование
платка методом пуантилизм (точками) (придумывание узора для платка)
Слушание "Оренбургский пуховый платок" Г. Пономаренко, стихи В. Боков
III этап (заключительный) Праздник 8 Марта «Оренбургский пуховый платок» Разучивание стихов, песен, танцев с платками;
Коллекция платков
Праздник 8 Марта «Оренбургский пуховый платок»