Светлана Воронина
«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников».
Задачи:
- Выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
- Развивать наблюдательность, смекалку, любознательность, интерес к знакомым на первый взгляд вещам и происходящими с ними изменениями.
- Способствовать расширению кругозора ребенка, овладению предметно - практической деятельности с веществами.
Публикация «„Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников“, Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- Расширять сенсорный опыт детей. Способствовать развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность.
- Стимулировать развитие речи у детей. Активизировать словарь. Добиваться последовательности в изложении своих выводов.
Ход занятия.
( Воспитатели выбирают себе эмблемы: тучка, капелька. ручеек).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде. Давайте вспомним ребята где можно встретить воду? Какое значение имеет вода в природе? И какое значение имеет вода в жизни человека?
Ответы детей
Воспитатель: А вот какими свойствами вода обладает, это выяснить мы попробуем в лаборатории. Ребята, вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей
Воспитатель: Лаборатория - это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований, для проведения научных, технических и других опытов.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию я вас познакомлю с правилами поведения в лаборатории:
- Не шуметь - этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Нужно слушаться воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
И так начнем, посмотрите внимательно. что я буду делать. Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите - я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Ответы детей.
Воспитатель: А что стало с нашей бумагой?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот таким способом вода попадает к нам в водопровод из реки. ее качают сильные насосы, очищают от грязи. Из крана течет чистая вода. Самая чистая вода - это кипяченая вода. Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол будет определять прозрачность воды (дети с эмблемой «капелька»).
2 стол будет определять есть ли вкус у воды (дети с эмблемой «тучка»).
3 стол будет определять растворимость в воде некоторых веществ (сахар) (дети с эмблемой «ручеек»).
К первому столу я приглашаю команду «Капелька». Нужно опустить в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: вода прозрачна.
Ко второму столу я приглашаю команду «Тучка». Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод: не имеет запаха и без вкуса.
К третьему столу я приглашаю команду «Ручеек». Нужно опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Вывод: в воде растворяются некоторые вещества (сахар).
Воспитатель: Итог эксперимента - вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность,
- нет запаха,
- без вкуса,
- растворитель.
Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнем.
Путешествие капельки
Капелька прыгнула с небес
И попала капля в … лес.
Включается запись «Голоса весеннего леса».
Капля смелая была,
Огляделась и пошла…
Дети выполняют фонопедическое упражнение «Прогулка».
Капля шла, шла, шла Дети ритмично хлопают ладошками
И травиночку нашла. по коленям и проговаривают «топ-топ-топ».
Шлепают расслабленными ладонями
Вот тропинка стала уже. и приговаривают «шлеп-шлеп».
Появились на ней лужи. трут ладошку о ладошку и
приговаривают «ш-ш-ш».
Глубже в лес она зашла,
По сухой листве пошла.
Вот листва уж позади…
Что же будет впереди?
Включается аудиозапись. Звучит крик филина или совы.
Вот что капля услыхала… Дети сжимаются в комок и дрожат.
Испугалась… Задрожала… Педагог называет место, где «пробегает»
Капелька: тропинка - листва - тропинка -
Ей испуга не унять. лужа - листва, а дети в быстром темпе
Капля бросилась бежать. это озвучивают (без проговаривания).
Хоть она и егоза, Крепко зажмуриваются.
Страшно ей открыть глаза… Выполняют упражнения для глаз.
Открывают правый глаз.
Вот открылся правый глаз… открывают левый глаз.
Вот открылся левый глаз… Выполняют движения по тексту.
Посмотрела влево… вправо…
Вверх… и вниз…
Вот! Убежала!
Воспитатель: Отдохнули? Хотите еще провести опыты?
Команда «Капелька» - проводит опыт с капелькой.
Команда «Тучка» - проводит опыт «Послушная водичка».
Команда «Ручеек» - проводит опыт «Угадай-ка».
(Воспитатель объясняет каждой команде проведение опыта).
1. С капелькой.
Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины; вода имеет свойство прилипать к поверхности). А теперь наклоните пластину. Что происходит? (Капля медленно течет). Крупные капли под действием силы тяжести стекает вниз, маленькие остаются на месте.
Смочите поверхность пластины и капните на нее из пипетки прозрачную воду. что происходит? (Она «растворилась» на влажной поверхности и стала незаметной). А теперь на влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанесите каплю цветной воды. Что происходит? (Цветная вода потихоньку растворилась в прозрачной воде).
Вывод: при попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла.
2. «Послушная водичка».
Одна стеклянная банка заполненная наполовину водой, несколько небольших камешков.
Чтение рассказа А. Я. Толстого «Умная галка».
Почему автор назвал галку умной? Попробуем повторить эксперимент. который осуществила птица. Дети, осторожно опустите камешки в банку с водой. Что происходит? (Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме).
Вывод: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела (камешков).
3. «Угадай-ка».
Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т, е, полная; третья - с окрашенной водой.
Дети исследуйте три емкости и объясните, что находится в них.
Дети исследуют емкости и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной из тяжелых - окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй вода, а в третьей чай.
Вывод: вода независимо от цвета имеет вес. (можно всех детей напоить чаем).
Воспитатель с детьми подводит итог.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали о воде из проделанных опытов?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего? Зарисуйте его на листах бумаги.