Ирина Калашникова
Опыт по организации и проведению утренней гимнастики в ДОУ
▼ Скачать
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышеч-ного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Публикация «Опыт по организации и проведению утренней гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренняя гимнастика помогает преодолеть остаточное торможение после ночного сна, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, активизирует обменные процессы и способствует повышению работоспособности на последующих за-нятиях. Утренняя гимнастика подготавливает организм к активной деятельности и создает условия для быстрого врабатывания.
Врабатывание – процесс перестройки функций организма от обычного состояния бодрствования к учебной деятельности, умственной или физической работе.
Влияние гимнастики действует на протяжении 1,5-2 часов. Это влияние наиболее ярко обнаруживается в облегчении выполнения физической или умственной работы. В частно-сти, улучшается деятельность анализаторных систем: увеличивается «пропускная способ-ность» зрительного и слухового анализаторов, облегчается процесс переработки инфор-мации.
Старшим дошкольникам уже целесообразно сообщать информацию о том, что оздоро-вительное воздействие утренней гимнастики усиливается, если она проводится на откры-том воздухе и сопровождается водными процедурами (умывание до пояса, обливание).
Утреннюю гимнастику мы проводим ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В тече-ние всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные про-граммой для данной возрастной группы. Они предварительно разучиваются на НОД по ФИЗО. В старшем возрасте мы уделяем особое внимание качеству выполнения детьми каждого упражнения.
Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение 1-2-х недель в зависимости от сложности его содержания. Во время проведения утренней гимнастики мы используем музыкальное сопровождение, что создает положительный эмоциональный фон.
В своей работе мы используем различные варианты утренней гимнастики по содержа-нию, форме и т. д.
В традиционный комплекс утренней гимнастики включаем различные виды ходьбы, бега, различные перестроения, О. Р. У., прыжки, дыхательные упражнения.
В традиционных комплексах широко применяем общеразвивающие упражнения с раз-личными пособиями и без них. Используем разные исходные положения: стоя, сидя, лежа и т. д.
Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров помогает нам суще-ственно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Мы используем такие простейшие тренажеры как гимнастические ролики, диски «Здо-ровье», резиновые жгуты, метболы.
В утреннюю гимнастику игрового характера включаем 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т. д. Можно создать целый сюжет из имитационных движений. Дан-ный вид утренней гимнастики чаще используем в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, хотя старшим дошкольникам такие зарядки доставляют также массу удовольствия.
Утреннюю гимнастику с использованием оздоровительного бега проводим обязатель-но на воздухе, во время приема детей (небольшими подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 общеразвивающих упражнений. Затем проводится пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (1-2 раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
Данный вид утренней гимнастики в основном используем в тёплый период времени.
Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные зада-ния, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия.
Мы создаем разнообразные полосы препятствий с использованием мягких модулей, матов, гимнастических скамеек и лестниц, дуг для подлезания, батутов и т. д., каждый раз варьируя виды и последовательность выполнения движений на них.
Часто в утреннюю гимнастику мы включаем упражнения, направленные на профилак-тику нарушений осанки. Это обусловлено наличием в нашем дошкольном учреждении детей с нарушением зрения, у которых вторичными часто являются различные нарушения осанки.
Особенностью нашего опыта является включение элементов здоровьесберегающих технологий в содержание утренней зарядки. Это
Упражнения, направленные на снятие мышечных блоков и эмоционального на-пряжения, психогимнастика
Имитационные упражнения
Упражнения дыхательной гимнастики
Упражнения «пальчиковой гимнастики»
Упражнения «гимнастики для глаз» и упражнения для снятия зрительного напря-жения
Эти упражнения мы включаем в заключительную часть утренней гимнастики, что спо-собствует полному восстановлению детей после физической нагрузки и переключению их к последующей деятельности.
Использование этих упражнений в системе в течение года позволяет в полной мере решать оздоровительные задачи физического развития детей в ДОУ.