Кондратьева
Оптимизация коррекционно-педагогического процесса средствами инновационных логопедических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье представлены особенности и развития всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи. Влияние несформированности фонематических процессов на дальнейшем обучении в школе. Дисграфия и дислексия являются главной проблемой обучения. Профилактика дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи является залогом успешного обучения в школе.
Публикация «Оптимизация коррекционно-педагогического процесса средствами инновационных логопедических технологий» размещена в разделах
Ключевые слова: дислексия дисграфия, общее недоразвитие речи, уровни общего недоразвития речи, фонематические процессы, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Актуальность исследования. В последнее время увеличивается количество детей, которые сталкиваются с различными трудностями обучения в начальной школе. Самыми главными трудностями являются овладение навыком чтения и письма. Эта проблема становится одной из самых актуальных для обучения в школе и может привести ребенка к трудностям в обучении. Такие дети часто попадают в группу риска по неуспеваемости. В такой ситуации у ребенка пропадает мотивация к учебе, происходят личностные изменения, ребенок может замкнуться в себе и стать чрезмерно импульсивен. Неуспеваемость в школе не только негативно сказывается на ребенке, но и на отношения между ребенком и родителями. Так как ребенок не соответствует ожиданиям и требованиям родителей. А у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточные предпосылки к обучению чтения и письма.
Общее недоразвитие речи-различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина).
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются: несформированность всех компонентов речи и не развита мелкая моторика. Ребёнок, который идет в школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает трудности в обучении чтению и письму. Р. Е. Левина, указывает в своих трудах, что у детей с общим недоразвитием речи «грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его изучения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте. У детей с недоразвитой речью опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе и гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму»
У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речи, в том числе и нарушаются все фонематические процессы.
Фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. К фонематическим процессам относятся :
- фонематический слух- слуховое восприятие речи, фонем, которое имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. На его основе формируется фонематическое восприятие.
- фонематическое восприятие-способность воспринимать и различать звуковой состав слова.
- фонематический анализ- умение расчленять слышимое слово на отдельные звуки и четко представлять себе его звуковую структуру
- фонематический синтез- мысленный процесс соединяющий звуки в слоги, слоги в слова.
- фонематические представления–способность осуществлять фонематический анализ слов в уме, на основе представлений.
Нарушение или недоразвитие развития фонематических процессов приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. А так же нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза-дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов. Фонематический слух формируется постепенно, в процессе естественного развития и является одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др.
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе развития импрессивной речи. Активное развитие фонематического слуха происходит с рождения и весь дошкольный период. Овладение фонематическим слухом является основой других форм речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Дислексия – это нарушение навыков чтения, при котором ребенок может путать буквы, попускать их, заменять слоги и прыгать с одной строчки на другую.
Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются коррекция в дошкольном возрасте.
Профилактика нарушения чтения и письма включает в себя:
- развитие и совершенствование фонематических процессов : фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления;
-работа над звукопроизношением;
- развитие лексико – грамматического стороны речи;
-расширение активного и пассивного словаря;
-развитие предпосылок к чтению;
-развитие психических процессов : памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, совершенствование речи;
-развитие графических навыков;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие межполушарного взаимодействия.
Мною были разработаны рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста, которые обеспечивают решение задач ФГОС дошкольного образования по формированию и совершенствованию фонематического слуха (старшая группа с 5-6 лет, совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная группа с 6-7 лет). Все задания построены по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные особенности и рассчитаны на работу в течении календарного года. В старшей группе рабочая тетрадь включает в себя 33 занятия, в подготовительной группе –66 занятий. Целью, которых является формирование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза, запоминание графических образов букв.
В процессе формирования фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи были определены следующие этапы работы:
Изучение гласных звуков.
Проходит в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированными звуками, описание артикуляции.
2. Соотнесение звука с символом звука (буквой).
3. Определение звука в начале слова.
4. Определение звука в конце слова.
5. Определение звука в середине односложных слов.
6. Слитное пропевание звуковых цепочек.
7. Анализ звуковых цепочек.
8. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
Изучение согласных звуков.
1. Знакомство с изолированными звуками (воспроизведение звуков, описание артикуляции).
2. Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции, длительности звучания и от положения органов артикуляции.
3. Определение звука изолированного, в начале, в конце слова по признаку «поется, не поется».
4. Определение согласного звука в конце слова.
5. Определение звука в начале слова.
6. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
7. Различение звонких и глухих согласных звуков.
8. Замена изолированных звуков по звонкости/глухости.
9. Различение твердых и мягких согласных.
Комплексное изучение гласных и согласных звуков позволяет сформировать у детей прочные фонематические процессы и понять принципиальные различия гласных и согласных звуков.
При систематической логопедической и педагогической коррекции, у детей с общим недоразвитием речи, отмечается прогресс в развитии всех сторон устной речи, и будут подготовлены к обучению грамоте в школе.