МААМ-картинки

Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов (1 фото)

Михальченко Анна
Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов

В контексте развития ребенка, окружающая его реальность, в которой он живет и действует, называется средой. Среда развития ребенка в дошкольном учреждении представляет собой пространство его жизнедеятельности, фундамент, на котором закладываются основы личности.

Темочки:

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов, которые используются ребенком в своей деятельности.

Она включает в себя как социальные, так и предметные средства, обеспечивающие разнообразную деятельность детей. Формирование личности является одной из главных задач педагогики, поскольку позволяет сформировать у каждого ребенка представление о смысле жизни. Ребенок, создавая образ среды, начинает сравнивать его с реальностью, искать способы ее преобразования в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - это искусство, которое включает в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Создание предметно-пространственной среды в детском саду – это совместная работа всех педагогов.

Важно понимать, что разнообразие игрушек не является основным условием развития детей. Особое внимание уделяется предметно-игровой среде, так как игра является основным видом деятельности ребенка, и ее влияние на всестороннее развитие трудно переоценить. Среда должна служить фоном и посредником во взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться своими переживаниями, строить свою жизнь в группе.

Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая среда группы подразделяется на виды детской деятельности: игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, чтение и художественная литература.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее образовательной, развивающей, воспитывающей, стимулирующей, организационной и коммуникативной функциям.

Важной особенностью предметно-развивающей среды является использование различных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающих развитие творческих способностей и наиболее полную самореализацию.

В создании среды необходимо активно включать самих детей. Это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимости комфорта для всех детей и взрослых группы, учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.

При этом важно учитывать индивидуальные особенности, предпочтения и склонности каждого ребенка.

Игра для наших малышей – основной вид деятельности. Игровая среда постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года и игровых ситуаций. В играх с предметами особое значение имеют сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

Для развития мелкой моторики проводятся игры с дидактическими игрушками моторного типа. В ходе таких игр воспитываются такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость, сообразительность, а также развивается пространственная ориентировка. Настольно-печатные игры отличаются многообразием содержания, обучающих задач и оформления. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развитию мыслительных процессов.

Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, основанные на подборе парных картинок по принципу сходства. Вначале детям предлагаются игры, в которых необходимо отобрать из множества картинок пары идентичных изображений (два мячика, две варежки,две тарелки и т. д.).

Обеспечение безопасности в предметно-пространственной среде предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности использования, с особым вниманием к защите детей.

Материалы и оборудование должны быть прочными, устойчивыми и отвечать гигиеническим нормам.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Она предполагает наличие разнообразных средств обучения и воспитания, игровых материалов, оборудования и инвентаря, способствующих развитию познавательной, творческой, двигательной активности и эмоционального благополучия детей.

Трансформируемость среды подразумевает возможность ее изменения в зависимости от образовательных задач и интересов детей. Например, пространство для сюжетно-ролевой игры может изменяться в соответствии с развитием игрового сюжета.

Полифункциональность материалов предполагает их многообразное использование в различных видах детской деятельности. Например, детали конструктора или коробки могут использоваться не только по прямому назначению, но и в играх, а природные материалы (песок, семена) — в познавательной, игровой и художественной деятельности.

Вариативность среды предполагает наличие разнообразных пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей. Она включает в себя зоны для игры, конструирования, экспериментирования, наблюдений и исследований, а также возможность смены игрового материала в соответствии с расширением интересов и возможностей детей.

Доступность подразумевает свободный доступ детей к играм, материалам и оборудованию. Соответствующее расположение мебели и оборудования, а также свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно выбрать необходимый материал для самостоятельной или совместной деятельности.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Создание экологической книжки «Окружающая среда» своими рукамиСоздание экологической книжки «Окружающая среда» своими руками Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее,ведь человек-любимое.

Фотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Окружающая среда» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Окружающая среда» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов
Опубликовано: 10 января 2025 в 12:14
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Михальченко Анна (УИ 168961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД