Михальченко Анна
Окружающая среда как основа развития ребенка. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В контексте развития ребенка, окружающая его реальность, в которой он живет и действует, называется средой. Среда развития ребенка в дошкольном учреждении представляет собой пространство его жизнедеятельности, фундамент, на котором закладываются основы личности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов, которые используются ребенком в своей деятельности.
Она включает в себя как социальные, так и предметные средства, обеспечивающие разнообразную деятельность детей. Формирование личности является одной из главных задач педагогики, поскольку позволяет сформировать у каждого ребенка представление о смысле жизни. Ребенок, создавая образ среды, начинает сравнивать его с реальностью, искать способы ее преобразования в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - это искусство, которое включает в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Создание предметно-пространственной среды в детском саду – это совместная работа всех педагогов.
Важно понимать, что разнообразие игрушек не является основным условием развития детей. Особое внимание уделяется предметно-игровой среде, так как игра является основным видом деятельности ребенка, и ее влияние на всестороннее развитие трудно переоценить. Среда должна служить фоном и посредником во взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться своими переживаниями, строить свою жизнь в группе.
Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, имел возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая среда группы подразделяется на виды детской деятельности: игровую, двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, чтение и художественная литература.
Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее образовательной, развивающей, воспитывающей, стимулирующей, организационной и коммуникативной функциям.
Важной особенностью предметно-развивающей среды является использование различных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающих развитие творческих способностей и наиболее полную самореализацию.
В создании среды необходимо активно включать самих детей. Это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимости комфорта для всех детей и взрослых группы, учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.
При этом важно учитывать индивидуальные особенности, предпочтения и склонности каждого ребенка.
Игра для наших малышей – основной вид деятельности. Игровая среда постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года и игровых ситуаций. В играх с предметами особое значение имеют сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
Для развития мелкой моторики проводятся игры с дидактическими игрушками моторного типа. В ходе таких игр воспитываются такие качества, как аккуратность, терпение, настойчивость, сообразительность, а также развивается пространственная ориентировка. Настольно-печатные игры отличаются многообразием содержания, обучающих задач и оформления. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развитию мыслительных процессов.
Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, основанные на подборе парных картинок по принципу сходства. Вначале детям предлагаются игры, в которых необходимо отобрать из множества картинок пары идентичных изображений (два мячика, две варежки,две тарелки и т. д.).
Обеспечение безопасности в предметно-пространственной среде предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности использования, с особым вниманием к защите детей.
Материалы и оборудование должны быть прочными, устойчивыми и отвечать гигиеническим нормам.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Она предполагает наличие разнообразных средств обучения и воспитания, игровых материалов, оборудования и инвентаря, способствующих развитию познавательной, творческой, двигательной активности и эмоционального благополучия детей.
Трансформируемость среды подразумевает возможность ее изменения в зависимости от образовательных задач и интересов детей. Например, пространство для сюжетно-ролевой игры может изменяться в соответствии с развитием игрового сюжета.
Полифункциональность материалов предполагает их многообразное использование в различных видах детской деятельности. Например, детали конструктора или коробки могут использоваться не только по прямому назначению, но и в играх, а природные материалы (песок, семена) — в познавательной, игровой и художественной деятельности.
Вариативность среды предполагает наличие разнообразных пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей. Она включает в себя зоны для игры, конструирования, экспериментирования, наблюдений и исследований, а также возможность смены игрового материала в соответствии с расширением интересов и возможностей детей.
Доступность подразумевает свободный доступ детей к играм, материалам и оборудованию. Соответствующее расположение мебели и оборудования, а также свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно выбрать необходимый материал для самостоятельной или совместной деятельности.