Зеленская Наталья
Занятие с элементами тренинга «Ох уж эти трудные взрослые»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга «Ох уж эти трудные взрослые»
Цель: Помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка.
Задачи: Способствовать становлению родительской компетентности, через информирования и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми.
1. Приветствие: соберем вагончики из лего и отправим наш поезд в детство.
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям, педагогам (узнать друг друга).
Публикация «Занятие с элементами тренинга „Ох уж эти трудные взрослые“» размещена в разделах
Ведущий: Добрый день уважаемое жюри, коллеги, гости. Для участия приглашаю 6 человек. Спасибо, что вышли поучаствовать. Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Предлагаю вам детали лего. Позвольте мне первой начать собирать наш поезд. Устанавливая вагончик, предлагаю ответить на вопрос из детства. 1. Любимая игрушка в детстве?
2 Кем хотели стать?
3 Любимая сладость?
4 Любимый мультик?
5 Как звали друга детства?
6 Любимый сказочный герой?
Предлагаю отправиться в путь. Звучит музыка (мультик поезд из ромашково)
Тема нашей встречи «Ох уж эти взрослые»
3. Модели воспитания:
Модели воспитания – это стабильные отношения между младшими и старшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Бывает так, что на словах мы декларируем одну модель воспитания, а на действиях реализуем другую.
Авторитарный стиль воспитания — все решения принимают родители, считающие, что ребёнок почти во всём должен подчиняться их воле, авторитет. Отрицательным является то, что к ней выдвигают чрезмерно высокие требования, выполнение которых требует максимальной мобилизации всех умственных и физических способностей. От ребёнка требуют достижения успеха в разных сферах. Это становится для него самоцелью, но при этом страдает духовная сфера. Авторитарный стиль воспитания может привести к отклонениям в поведении особенно тогда, когда родители стремятся видеть своего ребёнка лидером. Ребёнок должен получать высшие баллы по всем предметам в школе, занимать призовые места на олимпиадах, выигрывать спортивные соревнования. Такая психологическая установка вызывает возникновение страха неудачи, поражения
Опекунский стиль воспитания — стремление родителей постоянно быть с ребёнком, решать за него все его проблемы. Ребёнка окружают
чрезмерным вниманием, он занимает главное место в семье. Его способность к самоутверждению резко ограничивается. Столкнувшись с трудностями ежедневной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, такой человек часто терпит поражение, рождающее чувство неуверенности, повышается уровень тревожности, развиваются чувство беззащитности, комплекс неполноценности. Ребёнок подсознательно скрывает этот комплекс не только от окружения, но и сам ничего не хочет о нём знать. Состояние фантазирования сменяется плохим настроением и угнетённостью. Могут появиться отклонения в поведении — стремление искусственно изменить психическое состояние. Ребёнок может начать бежать от реальности, чтобы избавиться от комплекса неполноценности.
Снисходительный стиль воспитания (либеральный) — проявляется в недостаточном внимании со стороны родителей. Ребёнок принадлежит сам себе, нередко он не обеспечен даже необходимым минимумом. Ребёнок фактически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, которые не умеют воспитывать ребёнка. Случаются частые ссоры, драки между родителями, поэтому дети проводят много времени на улице. Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести к его вхождению в асоциальные группы, поскольку у него не сформировались психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе. Со временем такие дети конфликтуют с теми, кто им не подчиняется. Они не способны учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности.
Хаотический стиль воспитания — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет чётко выраженных конкретных требований к ребёнку или между родителями прослеживаются противоречия в выборе воспитательных мер. У одного или обоих родителей часто меняется настроение по отношению к ребёнку. Такие эмоциональные реакции отрицательно влияют на ребёнка, который не знает, чего каждый раз следует ожидать от родителей.
Демократический стиль воспитания (авторитетный, ориентированный на сотрудничество) — родители поощряют личностную ответственность и самостоятельность своего ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями. Ребёнок присутствует при обсуждении семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает советы родителей. Родители требуют от него соответствующего поведения и пытаются помочь ребёнку, с пониманием относятся к его запросам. При этом родители заботятся о постоянном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное поведение.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки или краткое содержание, с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Золушка», «Мери Поппинс»).
Задача каждой группы - догадаться, какая сказка и о каком именно стиле семейного воспитания в ней идет речь.
Колобок
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке сужен;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!
Золушка
Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка — молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки — злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры. Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы. В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там — в таком рваном, испачканном золой платье.
Мери Поппинс
Мэри Поппинс не похожа на всех прочих нянь. Она – Мисс Совершенство, так как не имеет совершенно никаких недостатков (разве что очень любит смотреть на свое отражение в витринах магазинов – но разве это недостаток для очаровательной женщины) Она строга и требовательна, но вместе с тем прекрасно понимает детей. Она рассказывает им чудесные сказки и поит микстурой, которая прямо у нее в ложке превращается в мороженое, она может въезжать по лестничным перилам вверх и расстегивать крючки и пуговицы на детской одежде с помощью взгляда.
Кроме того, Мэри понимает не только детей, но и животных, и даже статуй – благодаря ей дети знакомятся с Мальчиком с дельфином в городском парке и узнают подробности о жизни одной бродячей собаки и собаки одной из их соседок. А еще Мэри обращает особое внимание на манеры – у нее самой манеры просто превосходны. А кроме зонтика, она приносит в дом с собой большую ковровую сумку, из которой достает самые разные вещи, причем, иногда такие, которые вряд ли поместятся в обычную сумку.
Упражнение «Пирог воспитания» (5 мин.)
Цель: помочь участникам выявить ложные методы и приемы воспитания, проанализировать их последствия, найти пути устранения негативных воздействий на ребенка.
Инструкция: Мы долгое время в пути, поэтому предлагаю вам подкрепиться и восстановить силы. Испечем себе овощной пирог! На каждом столе есть изображение овощей - начинки для пирога. Укажите на рисунках методы и приемы, которые именно вы используете в воспитании детей.
Лук: наказание, приказы, замечания, насмешки, нотации, предостережения, игнорирование, обида, допрос. критика, манипулирование, поучения, нравоучения.
Листья салата, томат:
личный пример, выслушивание, комплимент, поощрения, доброжелательные интонации, заинтересованность.
Кабачок, морковь: улыбка, поддержка, похвала.
Выберите ваши ингредиенты и наклейте их на пирог.
Комментируют свои пироги.
Родители наиболее значимые для ребенка люди и именно от того, какой стиль воспитания вы выбираете, зависит то каким человеком агрессивным или хорошим, открытым или замкнутым он станет.
Конечно, в воспитании ребенка невозможно придерживаться какого-то одного стиля, и в разных ситуациях родители могут применять различные подходы в зависимости от ситуации.
Сегодня мы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Пора собираться домой. В путешествие мы берем с собой багаж. Багаж может быть большим или маленьким, а может быть и ручная кладь. Какой багаж вы заберете с собой сегодня? Поделитесь своими впечатлениями, что вам запомнилось, что для вас было полезным.
У меня в руках чемоданы, которые содержат в себе подсказки. Они помогут нам наладить положительную связь в семье и получить радость от общения с ребенком.
Спасибо за работу! В добрый путь.