Ирина Богачева
Проект «Огород на подоконнике с последующей высадкой в грунт»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огород на подоконнике с последующей высадкой в грунт»
Проект
2020 г.
Содержание
Введение…. …2
Актуальность проекта….….2
Цель проекта….2
Задачи проекта…. 2
Тип проекта…. 3
Продолжительность проекта…. 3
Ожидаемые результаты…. 3
Социальная значимость проекта…3
Охват проекта….…. 3
Этапы работы над проектом…. …4
Публикация «Проект „Огород на подоконнике с последующей высадкой в грунт“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Подготовительный….….…4
Основной (или реализация проекта….….….…. 4
Заключительный….….…4
Заключение…. 6
Затраченные ресурсы…. …6
Достигнутые результаты….…. 6
Список используемой литературы….…. 7
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
Введение
Актуальность проекта :
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на подоконнике”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Детей знакомят с природой, с происходящими в ней процессами и явлениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как - реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться к объектам природы. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Цель проекта :
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Тип проекта :
- по методу – познавательно-исследовательский;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 5-6 лет, их родители;
- по продолжительности – долгосрочный
Продолжительность проекта :
01.03.2020 - 31.08.2020
Ожидаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, помидоры, огурцы, капусту и другие овощные культуры и зелень. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Социальная значимость проекта :
Экологическое воспитание детей в наше время приобретает высокую степень значимости в силу ухудшения экологической обстановки, миграции населения из деревень в города, где занятия огородничеством мало возможно. И конечно трудовое воспитание подрастающего поколения необходимо начинать в самом раннем возрасте, когда труд и игра приравниваются друг к другу, когда интерес ребенка максимален, и любовь к занятиям такого рода становится необходимостью и привычкой. ведь именно формирование здоровых привычек и потребностей является одной из основных целей дошкольного учреждения.
Охват проекта :
Участники проекта : дети старшей группы - 30 человек, воспитатель группы, родители.
Этапы работы над проектом
Подготовительный
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в “огороде на подоконнике”, закупка семян, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта) :
Состоит из 4 частей:
• Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);
• Высадка семян в подготовленные контейнеры с грунтом, оформление и фиксирование даты высадки, названия культур;
• Пикировка рассады в отдельные прозрачные стаканы (для наблюдения за ростом корневой системы);
• Высадка рассады в открытый грунт (огород детского сада)
Заключительный
Сбор урожая, подведение итогов.
На подготовительном этапе проекта я провела консультацию для родителей «Роль овощей в жизни человека», поставила цель и задачи в нашей работе. Мы определились с видами тех семян, которые в состоянии вырасти в условиях детского сада. Также совместно с родителями были закуплены семена редиса, помидоров, огурцов, петрушки, лука и др.
Далее был составлен план мероприятий по реализации проекта.
1. Беседы:
• «Роль человека в выращивании овощных культур»
• «Что такое «Огород на подоконнике»,
• «Что такое огород и что на нём можно вырастить»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена и почва».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Почва и её особенности»
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Мир овощей».
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Уход за рассадой»
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук – наш лучший друг».
• Аппликация «Помидоры и огурцы в банке».
• Лепка «Любимые овощи».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Чиполлино» Д. Родари, Скребцова М. В. и Лопатина А. А. "Сказки об овощах"
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Мы с ребятами посовещались и решили сделать акцент на выращивании помидоров.
После этого приступили к самому интересному: подготовили контейнеры с грунтом и посеяли семена. Подписали таблички с названием растений, зафиксировали их. Также мы оформили наш подоконник : наклеили на окно солнышко, облачка, поставили симпатичное чучело. Наш «огород» оживился. Каждый день мы наблюдали за почвой, не появились ли долгожданные ростки.
И вот, наконец-то, по истечении некоторого времени ребята заметили изменения на «огороде». Ростки семян начали очень быстро расти и радовать нас своей зеленью. Когда рассаде стало тесно в контейнере, мы пропикировали ее: высадили поштучно в отдельные пластиковые стаканы, и стали наблюдать за ее ростом. Каждый день мы ухаживали за нашими помидорами: аккуратно поливали, поворачивали стаканы в разные стороны, чтобы ростки были ровными.
И вот настал тот день, когда наша рассада была готова к высадке в открытый грунт, в огород детского сада. Делали это вечером, когда солнце уже клонилось к закату. Уставшие, но довольные ребята, показали родителям свои грядки и разошлись по домам.
Дальше у нас начался новый этап – уход за окрепшей рассадой в огороде. Мы пололи, поливали, рыхлили почву, окучивали каждый кустик. Эта работа детям очень нравилась.
Сколько было радости, когда мы увидели цветки на помидорах, а потом и сами плоды, которые стали созревать.
Огурцы мы вырастили двумя способами: на подоконнике до полного созревания и рассаду с высадкой грунт
Свёклу и морковь мы посеяли в конце апреля, а картофель посадили в мае. Круглый год нас радовали в группе петрушка, зеленый лучок, которые мы срезали к обеду и угощали родителей.
Таким образом, на нашем огороде мы собрали отличный урожай: огурцы, помидоры, морковь, свеклу, картофель, петрушку. Ребята были довольны результатами своей работы. Все вместе мы решили устроить фотосессию. Фотографии дети забрали домой и совместно с родителями оформили альбомы «Огород на подоконнике»
Заключение
Затраченные ресурсы:
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
5. Инвентарь: контейнеры, мини-грабли, лопатки, пластиковые стаканы.
Достигнутые результаты:
Воспитан и приумножен интерес детей к огородничеству.
Дети познакомились с выращиванием рассады культурных растений.
С помощью опытнической и экспериментальной работы дети (с помощью воспитателя) выполнили посев семян, уход за рассадой растений, высадку в открытый грунт и дальнейшее наблюдение.
С помощью исследовательской работы дети познакомились с разнообразием посевного материала и необходимого инвентаря.
У детей формируется бережное отношение к растительному миру и уважительное отношение к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике, а затем высадка семян и рассады на огород детского сада.
Список используемой литературы
1. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М. : Просвещение, 2004-200с.
2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [текст] – творческий центр «Сфера», 2004.- с. 51-56
3. Комарова, И. Г., Грибова, Л. Ф. Мир, в котором я живу. [текст] : учебное пособие / Н. Г. Комарова, - М. : Просвещение, 2006.- 142с.
4. Тимофеева, Л. Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [текст] : учебное пособие / Л. Л. Тимофеева. М. : Просвещение, 2005.-180с.
5. Тугушева, Г. П., Чистякова, А. Е. Эксперименитальная деятельность детей среднего и старшего возраста [текст] – Санкт-Петербург. Детство- Пресс, 2008.-с. 35-41.
6. Рыжова Н. Растём вместе. Методика организаций детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.
7. Мартынова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.