Светлана Блоха
Конспект занятия «Огонь — друг или враг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития пожарного дела;
с правилами пожарной безопасности, научить соблюдать их
2. Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
3. Развивать творческое воображение, память, внимание.
Публикация «Конспект занятия „Огонь — друг или враг человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Оборудование и материалы: компьютер, загадки, рисунки, презентация "Огонь – друг или враг человека".
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Основная часть
2.1 Вступление в тему
Загадки
Красная корова всю солому поела
(Огонь)
Красненький кочеток
По жёрдочке бежит.
(Огонь)
Жевать не жую,
А всё поедаю.
(Огонь)
Богатырь медноволосый,
Без ушей, без глаз, без носа,
Пожирает всё кругом:
Стол, бумагу, платье, дом.
Угостишь его водой –
Сникнет сизой бородой.
(Огонь)
Это тёмный - тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр.
(Коробок спичек)
Дрожит свинка – золотая щетинка.
(Огонь)
Презентация "Огонь – друг или враг человека"
Воспитатель:
Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только – только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Воспитатель:
Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
Сферы применения огня: приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания, плавка металлов, обжиг керамических изделий, изготовление стекла и стройматериалов, теплоэлектростанции и др.
Огонь - давний друг человека,
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Воспитатель:
Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар.
Да, огонь бывает разный :
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Воспитатель:
Но есть люди, которые помогают справиться с огнём, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные, а в старину их называли огнеборцы.
Ребенок:
Кем быть?
Не хочу быть “новым русским”.
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным –
В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить,
А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём. Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!
Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.
2.2. История возникновения и развития пожарного дела
В “Судебнике” Ивана-II, введённом в 1498 году, сказано о курцах: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”. С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”. Этот день и стал днём образования пожарной охраны.
Воспитатель:
Россия с давних времён известна своими страшными опустошительными пожарами. Ведь в деревнях и городах было много деревянных построек. Наиболее страшные пожары возникали в сельской местности. Остановить огонь было невозможно, за несколько часов поселение выгорало полностью, нередко в таких пожарах гибли люди. На месте деревни оставались головёшки да печные трубы. В городах действовали городские пожарные команды. 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые. Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на пожарных автомобилях. Сейчас автомобили находятся в огромном специальном гараже. А раньше у огнеборцев был сарай с широкими воротами, где хранилось пожарное оборудование с инвентарём, повозка с деревянной бочкой для подвоза воды к месту пожара, запряжённая лошадь да дежурный пожарный. В более богатых деревнях вместо бочек были ручные насосы – помпы на телегах с обязательным дежурным “коньком” (так ласково называли лошадь) – и колокол, в который звонили в случае пожара в деревне. По сигналу сбегались все члены дружины и выезжали не мешкая.
Воспитатель:
В пожарном календаре России указывается, что в 1904 году были включены две пожарные команды и четыре пожарные дружины (В городах были пожарные команды, а в деревнях – пожарные дружины.) Павлово – Посадской волости, а в 1912 году упоминаются уже 10 дружин.
В 1863 году в России был основан один из самых первых заводов, завод Г. Листа, выпускающий противопожарное оборудование. Там выпускали паровые и ручные насосы, заливные пожарные трубы, складные лестницы. Это оборудование было по достоинству оценено в пожарных частях, да и владельцы заводов и фабрик, содержавшие на своих предприятиях пожарные команды, старались оснащать их техническими средствами.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.
Пожарные люди отважные!
Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь,
Чтоб пожар преодолеть.
Воспитатель:
Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных. В центре управления силами и средствами сидят служащие пожарной части, принимающие сообщения о пожарах. Центр управления – это сердце пожарной охраны. Они быстро дают сигнал тревоги в пожарную часть, расположенную ближе всего к месту загорания, направляя туда необходимое количество пожарных машин, а также машин “скорой помощи”. В центре управления находится много пультов. За каждым сидит сотрудник, который принимает звонки. Все звонки фиксируются в памяти компьютера и ведётся журнал учёта звонков, выезда пожарных расчётов. На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин. Команда разделена на группы, у каждой своей задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.
Лишь только услышат тревогу,
Сняв трубку звонка “ 01”
Пожарный расчет по тревоге
Летит в тот же миг, как один!
Воспитатель:
В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения и вспомогательных действий. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Одежда и оснащение современного пожарного могут быть самыми разными. Материал для боевой защитной одежды подбирается в зависимости от того, какие задачи придётся выполнять. Однако любой материал подвергается специальной обработке, благодаря которой он практически не горит. Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.
Кто сердцем силен и душой беспокоен,
И в беде ведет себя отважно,
Тот может быть, конечно, удостоен
Такого звания как пожарный.
Воспитатель:
Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придё тся столкнуться: войти в задымлённый подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.
Воспитатель:
Часто пожары возникают по вине школьников. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность.
Воспитатель:
Очень опасна шалость с легко воспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобные вещества грозят взрывами, а значит, тяжелыми ожогами.
Будьте осторожны, работая с ними.
Очень хорошо, что многие из вас помогают родителям, умеют приготовить обед или погладить бельё. И здесь так же надо помнить о пожарной безопасности. Грозят пожаром оставленные без присмотра включенный утюг или плита.
Уходя из дома, проверьте, выключены ли электрические приборы.
2.3. Закрепление
Закончите предложение:
Выпал на пол уголек
Деревянный пол зажег
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его ….(водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять)
Если где хранится мусор
или просто разный хлам
надо будет потрудиться,
навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро все….(убрали)
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает….(огонь)
Летела мошка - осиновая ножка.
На стог села - все сено съела (спичка)
То назад, то вперед
ходит-бродит пароход,
остановишь - горе
продырявишь - море (утюг)
3. Подведение итогов
-Назовите сферы применения огня.
- В каких случаях огонь друг, а в каких враг?
- В каком году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны?
- По чьей вине часто возникают пожары?
- Что нужно делать, чтобы не допустить пожара?