Ирина Атабекян
Консультация «Одарённые дети в детской школе искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей уже говорит об одарённости.
Публикация «Консультация „Одарённые дети в детской школе искусств“» размещена в разделах
Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.
Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей
Какими должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?
В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п., которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками, способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах
Уровни одаренности :
гениальность;
талант;
одарённость;
способность;
склонность (задатки)
Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.
В условиях осуществления педагогического процесса в ДШИ имени А. И. Плотнова на отделении «Эстрадный вокал» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:
Диагностические технологии.
Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей ребёнка.
Это могут быть:
определение слуха у ребёнка,
музыкальные данные,
вокальные данные,
просмотр на предмет выявления их двигательной активности.
И могу вам смело сказать, детей на отделении «Эстрадный вокал» с такими данными не мало.
Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации, ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки и лифтинга для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг.
Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними.
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Изложенное выше позволяет утверждать, что в Детской школе искусств имени А. И. Плотнова накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми, который обобщен и классифицирован.