Анастасия Цедрикова
Конспект мастер-класса «Оценка качества глазами педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Оценка качества (ВСОК ДО) глазами педагога»
I. Организационная часть
1. Откуда мы?
Возможно, Вам приходилось слышать о таком Российском городе, как Новый Уренгой. Расположен он чуть южнее Полярного круга, севернее — еще несколько поселков и мелких городов, а за ними — льдины и медвежата. Из своих окон мы нередко можем наблюдать за северным сиянием.
Новый Уренгой называют газовой столицей России, но голубое топливо – не главное, чем богат Север. Основное его достояние - это люди, неравнодушные и трудолюбивые, надёжные и смелые.
Публикация «Конспект мастер-класса „Оценка качества глазами педагога“» размещена в разделах
Удивительная страна детства существует в 31 дошкольном учреждении города. Где всё возможно, всё позволено, в которой слабый и беззащитный может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может оказаться довольно весёлым и забавным. Из них:
• 10 дошкольных образовательных учреждений являются бюджетными;
• 20 имеют статус автономного дошкольного учреждения;
• 4 детских сада из числа 20 автономных имеют свои филиалы;
• 1 общеобразовательное учреждение "Прогимназия "Центр детства" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Мы все разные! Каждый из нас работает в своем ритме, направлении, реализует свою ООП ДО, имеет собственную ВСОК ДО. Но только наши 5 (пять) муниципальных детских садов: МАДОУ «ДС» Виниклюзия», МАДОУ «ДС «Непоседы», МАДОУ «ДС «Теремок» филиал «Северное сияние», МАДОУ «ДС «Метелица» и МАДОУ ДС «Калинка» активно работают над созданием собственной внутренней системы оценки качества дошкольного образования с чем, собственно говоря, мы сегодня приехали поделиться с Вами.
2. Для чего нам это?
Внутренняя система оценки качества образования — казалось бы, ничего нового и интересного. Она есть в каждом детском саду и школе! Однако, если присмотреться, то можно обнаружить, что у большей части организаций документ, описывающий Систему, очень похож на процедуру внешней оценки; где значительный акцент ставится на мониторинг документов; а итоги оценочных процедур представляются педколлективу и складываются в папочку — опять же для внешних проверяющих. Внутренняя система оценки редко бывает действительно «своей» для организации.
Главная цель нашей ВСОКО — мотивация коллектива детского сада на развитие за счёт регулярности мониторинговых процедур, вовлеченности в процесс самооценки и качественной обратной связи, в ходе которых происходит согласование позиций педагогов разных поколений, соотнесение оценок обеих сторон, обсуждение разногласий, готовность видеть ситуацию из разных фокусов, первые собственные пробы другого качества профессионализма.
3. Как нам это удалось?
В 2019г. группа лидеров из числа руководителей 5 детских садов пришли к выводу, что их учреждения не могут продолжать работать как ВСЕ. Необходимо создать новое образовательное пространство в рамках своего учреждения, реализовать собственные представления об обучении и воспитании, обеспечить условия для самореализации детей и педагогов, создать свой собственный мир – детский сад, где будет комфортно всем - и детям, и взрослым!
В ноябре 2019 года для 5 садов города Новый Уренгой началась новая, интересная работа в рамках сетевого взаимодействия по формированию практик субъектности с использованием нестандартных способов включенности педагогов, управленцев и экспертов в сфере образования и науки Марии Моисеевны Миркес (кандидата филосовских наук, федерального эксперта в сфере образования и социального предпринимательства, руководителя проекта Сетевых лабораторий в рамках Гранта Президента РФ «Практики субъектности в образовании») и Татьяны Александровны Костенко (преподавателя Международного института Монтессори, федерального эксперта в сфере образования и социального предпринимательства).
Решением поставленной задачи стало определение критериев высокого качества дошкольного образования и поиск способов удержания его в своих организациях. Стране нужны люди, которые будут изменять мир к лучшему.
Признаком наличия у детского сада/школы собственной позиции в образовании для нас является настоящая, сделанная своими руками, отличная от других ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. Мы решились на этот смелый и трудный путь.
Объединившись - руководители, методисты и педагоги садов приступили к :
• разработке внутренней системы оценки, апробируя её на себе и на коллегах по саду, выступая в роли тех, кто проводит оценку, и тех, кто подлежит оценке (это очень тонкое и трудное действие);
• стали посещать партнёрские детские сады для наблюдения, оценки и обсуждения, принимать «оценщиков» у себя. Данное действие вообще невероятно редкое, поскольку требует профессиональной смелости и осознанности: только обсуждая с другим собственное качество, мы по-настоящему понимаем, что и зачем мы делаем.
•Процесс трансформации мы начинали с осознания важности преобразования предметно-пространственной среды групп и детского сада в целом. Итогом работы фокус-группы в каждом учреждении стала карта качества построения РППС, с учетом требований ФГОС ДО, критериев оценивания и наблюдаемых показателей. Мы стремились к тому, чтобы каждый день ребенка был наполнен смыслами, а результаты детских поисков находили отражение в жизни группы.
II. Практическая часть.
Уважаемые коллеги предлагаем вам попробовать себя в роли независимых экспертов и оценить качество созданных условий в вашем учреждении.
1. РППС должна быть – безопасной (Свиридюк Н. В. – д/с «Виниклюзия»);
2. РППС должна быть – доступной (Величко Т. П., Курмангулова М. М., д/с «Непоседы»);
3. РППС должна быть – трансформируемой и полифункциональной (Митриева Б. В., Пестрикова С. В., д/с «Северное сияние»);
4. РППС должна быть – вариативной и содержательно-насыщенной (Олиевская О. В., Цедрикова А. В., д/с «Калинка»)
По завершению провести рефлексию. Проанализировать стендовые записи.
III. Заключительная часть.
Упражнение «Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников).
Для Вас мы приготовили мешочек с необычными предметами - а не обычными предметами сегодня у нас будут Грецкие орехи. Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время вы внимательно рассматриваете свой орешек, изучая его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга задача каждого из вас найти свой орех.
– Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. Интересно узнать, кто как свой орех запомнил?
– Какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти?
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, что бы присмотреться повнимательней, то можно заметить что они очень разные и почти невозможно перепутать «свой» орех с другими.
Так и люди: мы все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать и понять. В каждом из нас есть своя уникальность и индивидуальность! Такого как вы больше нет на земле! Вы единственны! Верьте в себя!
Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, уверенный человек быстрее добивается целей, уверенный человек легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные, деловые и пр.). Вы согласны, что уверенность для педагога играет огромную роль (ведь с нас берут пример дети….
Оставьте себе орехи на память и помните всегда, что Вы являетесь одной из главных извилин мозгового центра своего учреждения. И Вы должны соответствовать ореху во всех его понятиях, а значит быть крепкими, уравновешенными, мудрыми, выдержанными, закаленными, полезными, обладать большим запасом энергии.
Так случилось, что уже на протяжении более четырех лет мы вместе. Вместе мы ищем практики дошкольного образования, которые «о ребёнке» и «для ребёнка», благо сегодня их в достатке, вместе организуем акции в поддержку тех, кто в ней нуждается, вместе учим и учимся!
За годы работы сетевой лаборатории, обучение прошли более 100 педагогов, реализованы более 20 обучающих мероприятий, организовано более 10 общих для пяти детских садов родительских встреч!
А самое бесценное в нашей копилке - это гостевые супервизии, когда педагоги четырех садов попадают в образовательное «закулисье» пятого и в таком режиме взаимопосещений проживают неделю.
Это всегда выход из зоны комфорта, это всегда немного стресс. Согласитесь, не каждый из нас готов впустить в свою святая святых, где ты «наставник». А после этого быть готовым и обсудить и обсуждать увиденное. И с каждой встречей эти обсуждения проходят легче и профессиональнее. Мы все четче и лучше видим цель, отметая все эмоции. И каждый раз, совместно с коллегами задаваясь вопросом-что мы получили, находим ответы. Для каждого из педагога эти ответы разные, для стажиста это уверенность в том что он на правильном пути, для молодого специалиста это напоминание что он не один, что есть люди которые конструктивно дадут ответ, как и куда дальше двигаться. Это и обмен опытом, что немаловажно. Мы с радостью рассказываем и показываем своим коллегам о наших «нововведениях», рассказываем о своих образовательных кейсах, вместе решаем задачи, с благодарностью принимаем их опыт. Не даром говорят, одна голова хорошо, а две лучше. Мы с гордостью говорим, у нас таких голов ПЯТЬ! И задаваясь вопросами после каждой встречи, ни разу не пришел вопрос, а нужно ли? Нам без этого никак. Это толчок, это мотивация! Каждый из нас это ресурс для другого.
Не это ли наставничество? Только ли мудрец, могущий с «высоты» своего опыта направлять и руководить-наставник? Теперь я точно знаю, не только. Каждый из нас, и «стажист», и только начинающий свой профессиональный путь педагог - наставник, каждый из нас ресурс для другого!