Аурика Ковалык
«Обучение восприятию цвета».
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы, педагоги, не откроем его детям, не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно легко, но точное название цвета, использование его как- опознавательного признака требуют особого целенаправленного обучения.
Публикация «„Обучение восприятию цвета“,» размещена в разделах
«Программа воспитания и обучения в детском саду» ставит задачу ознакомления ребят первой младшей группы с красным, синим, желтым, белым и черным цветом. К концу года дети должны назвать четыре основных цвета - красный, синий, желтый, зеленый
В процессе игр дети учатся решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их; сгруппировать предметы одного цвета; правильно назвать цвет.
Сначала детей учить различать цвет предметов, подбирать тождественный, не связывая представления о цвете со словом. Развивать у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагать дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись». «Подбери правильно». Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовать сначала хроматические цвета : красный, желтый, синий, зеленый, а затем и ахроматические: черный и белый Стараться подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребят научить простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Можно использовать игру сюжетного содержания «Спрячь мышку», цель которой - научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор домиков из картона красного, синего, зеленого и белого цветов. На домиках нарисована норка с мышкой. Перед детьми ставится задача: закрыть норку дверцей тождественного цвета.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, мы заметили особый интерес девочек к игрушкам-куклам. Эту особенность решили использовать для закрепления знаний о цвете в дидактической игре «Одень куклу». Большую помощь оказали родители в изготовлении атрибутов игры - нарядной красочной одежды для кукол.
Работу по цветовосприятию продолжить в игре «Магазин» Например, дет покупали для куклы в зеленом платье предметы зеленого цвета : сумочку, ленточку, шарик. Аналогичные задания ребята выполняют для кукол в платьях другого цвета.
Знания детей, полученные в дидактических играх, закреплять при проведении развивающих игр
Малышам предоставлять самостоятельность при выполнении задания На первых порах, знакомя детей с играми, поддерживать их эмоциональными репликами: «Молодец1 Хорошо построил Очень красивый узор получился». Это окрыляет детей, вселяет в них надежду в своих возможностях
Дети старательно складывают узоры-дорожки по графическому изображении из кубиков, которые окрашены в красный, синий, желтый, белый цвета. Справившемуся с заданием ребенку давать машин} того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Игра вызывала большой интерес детей Они с удовольствием делают дорожки красного, синего, желтого, белого цветов.
Развивающие игры по своему содержанию в большинстве абстрактны. Для детей же третьего года жизни характерна конкретность мышления, поэтому давать играм название и обязательно обыгрывать их По дорожке желтого цвета ехала желтая машина, по красным ступенькам гуляла матрешка в красном сарафане Когда дети утратили интерес к игре «Сложи узор», предложить им игру «Уникуб». Эта игра развивает у детей внимание, память, но главное - способствует интенсивному цветовосприятию, так как ребенок не может собрать фигуру без учета цвета граней. Другая игра «Сложи квадрат» развивает воображение ребят, логическое мышление, цветоразличение Однако дети затруднялись в выполнении задания. Малышам нелегко отобрать части одного квадрата определенного цвета из множества плоских частей. Они быстро устают, теряют интерес к игре. Чтобы заинтересовать детей игрой, сделать из двух сложенных квадратов домики, использовав для крыш треугольные формы из геометрической мозаики. Рассказать детям о том, что в этих домиках жили зайчики. Однажды зайчики пошли прогуляться Пришел мишка и поломал домики. Вернулись зайчики с прогулки, а домиков нет. Заплакали зайчики: «Где мы будем жить?»
Учить ребят узнавать цвет по словесном} объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагать детям найти предметы заданного цвета : «Собери желтую пирамидку. Возьми красные грибочки. Купи зеленую одежду. Построй белый домик» и т. д.
Наряду с дидактическими игрушками использовать настольно-печатные игры: «Лото», «Игрушки», «Шесть картинок», «У нас порядок», «Парные картинки».