Татьяна Пчелинцева
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
«Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Актуальность опыта
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Публикация «Опыт работы „Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через разнообразные формы работы, одной из которых является театрализованная деятельность. Ведь театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Мой опыт работы в данном направлении накапливается с 2017 года, так как в этом году приняла участие в работе региональной научно—практической конференции «Реализация программ финансовой грамотности в образовательных организациях Ставропольского края: опыт и перспективы». Тема оказалась очень интересной и актуальной.
Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2018 года в детском саду № 10 «Буратино» был разработан и апробирован долгосрочный образовательный проект «Юный финансист». В рамках данного проекта предполагалось осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников.
Целью проекта является сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Проект направлен на решение задач
Образовательные задачи:
ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.
создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
Развивающие задачи:
развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;
развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,
создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.
развивать речь, внимание, мыслительные операции.
Воспитательные задачи:
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;
воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности.
Формы работы :
• театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;
• экскурсия в банк;
• использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;
• квест – игры;
• лэпбук.
Выполнение проекта проходило в три этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь 2018- октябрь 2018 г) :
• Составление поэтапного плана работы проекта;
• Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
• Составление тематического плана работы с детьми
• Организация развивающей среды.
II этап – Практический (основной) (ноябрь 2018 г. - апрель 2020 г.)
• Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
• Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
• Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег, оформление «папки – передвижки».
• Экскурсия в продуктовый магазин, к банкомату, на почту, сбербанк, библиотеку.
III этап – заключительный, дистанционный (май 2020)
• Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
• Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
Аудитория проекта
• Воспитанники
• Родители дошкольников
• Педагоги
Данный проект в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.
Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей. Результаты анкетирования представлены в приложении. Большинство (67% родителей) согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.
С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье».
Для достижения положительных результатов в работе применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности.
Методы формирования финансовой компетентности представлены четырьмя группами: повышающие познавательную активность; повышающие эмоциональную активность; способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников включает в себя :
Разработанное тематическое планирование
Система работы рассчитана на три учебных года.
Занятия проводились в различных формах: в форме соревнований, путешествий, мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин, бесед, театральных остановок и др.
Работа по формированию у детей основ финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник - родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Огромную помощь оказывает в обучении использование интерактивного стола, который помогает развивать детей интеллектуально.
Экскурсии проводятся с целью знакомства с людьми разных профессий.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям.
Знакомство детей с потребностями происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека».
В разделе «Труд» дети получали представление о труде, его видах; последовательности трудовых действий; у детей воспитывались уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени. Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми и родителями лэпбука «Все профессии важны!». В него мы поместили стихи, рассказы, игры, загадки, пословицы и поговорки, различные истории об образовании профессий. Лэпбук – прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.
В разделе «Товар» формировались системные знания о предметах, воспитывались бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» основной идеей было то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи были и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», подводила детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Давала представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. Воспитывала бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждала жадность.
Результат моего опыта показал положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
В связи с пандемией и введением режима самоизоляции, мониторинг был проведен дистанционно с помощью родителей.
Результаты мониторинга указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.
Следовательно, мы продолжим в дальнейшем работу по обучению детей основам финансовой грамотности.
Свое выступление хочу закончить словами Бертольда Авербаха «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство»
За время осуществления проекта наработано много замечательного и полезного материала. Буду рада поделиться им с теми, кого заинтересовал мой проект! Спасибо за внимание!