Галина Маслова
«Обучение дошкольников экологически целесообразному образу жизни» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение дошкольников экологически целесообразному образу жизни» (из опыта работы)
Актуальность данного педагогического опыта в том, что в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблемам экологического образования подрастающего поколения. А дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Я осуществляю эту задачу, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Публикация «„Обучение дошкольников экологически целесообразному образу жизни“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:
Возрастное соответствие – предполагаемый материал учитывает возможности детей данного возраста.
Доступность и привлекательность предполагаемого материала – ребёнку нужно говорить на доступном ему языке.
Системность и постепенность его усвоения – который позволяет обеспечить определённый уровень, как общего развития ребёнка, так и художественного развития.
Развивающее обучение – позволяет успешно решать стоящие перед детьми задачи.
Преемственность – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
Наглядность – использование наглядно- дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Принцип индивидуального подхода – т. к. дети различаются разным уровнем гибкости художественной деятельности.
Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Ведущая педагогическая идея – обучение дошкольников экологически целесообразному образу жизни. Экологическое воспитание- это и есть познание ребёнком всего живого. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – расширять и обогащать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Для достижения этой цели мной определены следующие задачи:
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Наличие теоретической базы опыта : в настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Это программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Мои воспитанники могут:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе;
- освоили нормы поведения в природном окружении;
- научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе;
- различать изученные растения и животных;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
Результаты мониторинга, проводимого в конце учебного года, показали, что вся работа дала положительные результаты.
Работа, проведенная мной по экологическому воспитанию дошкольников, показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир природы.
Внедрение педагогического опыта привело к следующим результатам:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Опыт работы по обучению дошкольников экологически целесообразному образу жизни может быть использован в практической работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.