Аджиниязова Саният
Консультация «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Темочки:
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Бросовый материал. Лепка
- Консультации для родителей
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица – это символ радости, это душа предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на «дереве жизни» - «совет они держали, как мир сотворить». Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковши в форме птицы. Конь – главный символ солнца и оберег. Медведь – символ могущества, пробуждения природы. Баран, корова – могущество, плодородие. Козел – добрая сила; олень – символ изобилия, удачного брака. Лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны.
Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле – защита от злых духов. Считалось, что если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье и благополучие.
Хотя в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы узора мы входят в нашу жизнь с детства. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства, их изображения.
Для занятий использую предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста, из тех видов, которые имеются в детском саду. Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическими узорами (линии разного характера – широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы). Эти виды народного декоративно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В каждой возрастной группе в начале года возвращаюсь к уже знакомому виду, привлекаю новые в сравнении с изученными. В работе с детьми использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительными узорами (городец, гжель, жостово, кружево и др.). Задача - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.
В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные. Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра. Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).
По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т. е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).
Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т. е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).
В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.