Получи документы

Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений

Анна Жилинская
Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него будет с обучением в школе, тем успешнее оно будет, даст положительные эмоции. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте.

Публикация «Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

Подготовка к обучению грамоте ребенка с ОНР, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка. Главное - сделать усвояемое нужным и интересным, тесно связать обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, прежде всего с игрой, правильно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи.

Задачи, позволяющие повысить качество и эффективность коррекционной работы:

- создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;

- снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;

- обучать правильному произношению, умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо, выразительно;

- формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

- формировать словарный запас, грамматический строй речи. Навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;

- осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;

- осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.

Обучение грамоте выступает не как самоцель, а как необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.

Обучение в этом возрасте – игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы ребенок был «недокормленным» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.

Все игры и игровые упражнения : дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др. направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка дошкольного возраста.

В своей работе стараюсь таким образом выстроить ООД, свободную деятельность, чтобы используемые дидактические игры и упражнения были не в тягость, а средством познания того материала, который необходим ребенку для усвоения. Чтобы используемый материал отвечал особенностям детей и включался во все системы дошкольного образования. Игры проводятся как индивидуальные, так и на групповых занятиях, в свободное от занятий время.

Для детей с ОНР очень полезны игры, развивающие артикуляционный аппарат, высоту голоса, культуру речевого общения, закрепляющие звукопроизношение, способствующие обогащению словаря, подготавливающие ребенка к обучению грамоте.

Мною разработана картотека дидактических игр и упражнений, направленных на подготовку к обучению грамоте :

«Украсим ёлку»

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

«Поезд»

Задачи: определять наличие указанного звука в словах; упражнять в определении количества звуков словах, слогов в словах.

«Пирамида»

Задачи: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

«Постой домики»

Задачи: тренировать детей в составлении слогов и слов.

«Бусы»

Задачи: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

«Кубик»

Задача: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

«Найди ошибку»

Задача: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Картотека словесных игр:

«Добавь слог»

Задачи: закрепить умения делить слова на слоги, добавлять недостающий слог, читать; обогатить словарный запас.

«Составь предложения со словами»

Задачи: учить детей составлять предложения с определенным количеством слов и определять последовательность в предложении; ознакомить со словоразличительной функцией ударения; обогатить активный словарь детей.

«Придумай слова со звуком»

Задачи: учить детей подбирать слова с заданным звуком, интонационно выделять звук в слове, называть звук изолированно; развивать аналитическое мышление.

«Назови пару»

Задачи: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

«Звук заблудился»

Задачи: учить подбирать подходящие по смыслу слова, заменяя в них звук; развивать чувство юмора.

«Гастроном»

Задачи: учить детей ориентироваться в звуковой структуре слова; из имеющихся букв составлять новые слова.

«Одна буква, марш!»

Задача: учить детей преобразовывать слова, исключая одну букву.

Картотека дидактических игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков:

«Оркестр»

Задача: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Р’] в слогах.

«Теремок», «Лягушки», «Разведчики», «Магазин», «Включи телевизор», «Как их зовут» и др.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи :

«Маша обедает»

Задача: учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов.

«Чей голос?», «Они не умеют читать», «Лесенка», «Оркестр», «Профессии», «Подарки», «Подскажи словечко», «Что было бы, если бы…», «Вечер загадок», «Шуточное письмо», «Путешествие Буратино», «Что ты слышал?», «Как живете, что жуете?», «Гуси».

Важную роль в воспитании и обучении детей играет семья. Родители не являются сторонними «наблюдателями» - они непосредственные участники образовательной деятельности.

Для того, чтобы родители были в курсе всех мероприятий, проводимых в группе, нами был создан детско-родительский клуб «АБВГДЕЙКА»

Цель - вовлечение родителей в коррекционную деятельность через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетентности.

Задачи:

1. Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем логопедом в процессе устранения речевых нарушений.

2. Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.

3. Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.

4. Пропагандировать логопедические знания среди родителей.

5. Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.

Совместно с родителями мы проводим различные форумы, мастер - классы по изготовлению практического дидактического материала для использования его в домашних условиях. Регулярно пополняется уголок для родителей новой информацией: буклеты, памятки, консультации, открытые занятия, круглые столы, семинары. На этих мероприятиях, в игровой форме доносим до родителей нужную информацию. Мы учим родителей, быть в курсе всех происходящих событий, чтобы они шли в «ногу» и включались в ритм жизни группы, выводя порой на совместные обсуждения – мы называем их «Пятиминутки».

Вовлекая родителей в коррекционный процесс, мы достигнем поставленной цели и выполним задачи по оказании помощи в речевом развитии детям с ОВЗ.

Таким образом, игра – как ведущий вид деятельности, способствует обучению детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений и имеет большое значение для развития целого комплекса речеведческих умений и навыков в предшкольной подготовке дошкольников.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет с использованием логоритмики Картотека Дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной.

Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе. «Основы грамоты и письма» Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению элементам грамоты» Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей. Исследования лингвистов, психологов,.

Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Опыт работы «Познавательное развитие детей через использование электронных дидактических игр»Опыт работы «Познавательное развитие детей через использование электронных дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области Познавательное.

Проект в первой младшей группе «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр» Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов,.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с солью Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с солью. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский. Многолетний.

Рекомендации по использованию упражнений и дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей с ОНР Как известно, у большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жилинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД