Мария Гринберг Будко
Обучение старших дошкольников основам финансовой грамотности дошкольников посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Разработанная данная практика направлена на уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Актуальность
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Ведь дети, так или иначе,
Публикация «Обучение старших дошкольников основам финансовой грамотности дошкольников посредством использования дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
оказываются вовлечё нными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок
осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Уникальность практики
Главной особенностью представленных игр, является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В данные игры можно играть как с малой подгруппой, так и со всеми детьми.
Целью данной практики является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи
-расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
-получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Методы и приемы
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе я использовала сюжетно - ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, когда дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, что обеспечивает формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться
не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.
Способы тиражирования практики
Данная практика была представлена другим воспитателям ДОУ, в виде презентации и демонстрации данных игр.
Игры с экономическим содержанием
Игра «Хочу - надо»
Цель:познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила:определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет и соотнести картинку к соответствующей группе.
ТСО:карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п.
Игра «Купи другу подарок»
Цель:научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила:выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Игра «Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО:карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
Игра «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Игра «Магазин»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, цену (стоимость).
Правила: ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает товар. По мере того, как товары раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: разные игрушки,муляжи фруктов и овощей, книги, ценники, игровые деньги.
Игра «Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила:ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров.