Получи документы

Общение с природой как условие формирования ЗОЖ

Анна Зарубина
Общение с природой как условие формирования ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы

В современных реалиях проблема формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у детей дошкольного возраста является актуальной, ведь воспитатели сталкиваются с проблемами: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т. д.

ЗОЖ в дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка. Внедрение ЗОЖ в детском саду – основная задача всех членов образовательного процесса. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Публикация «Общение с природой как условие формирования ЗОЖ» размещена в разделах

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. А также,здоровый образ жизни – понятие разностороннее, но важно понимать, что он направлен на укрепление организма и профилактику развития патологий.

Стоит отметить, что четкого определения данного понятия еще не сформулировано. Так,Исакова Е. определяет здоровый образ жизни как совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу [2, C. 13].

Рахматов А. А., отмечает, что это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний[6].

С нашей точки зрения, понятие здоровый образ жизни – это комплекс правил, выполнение которых ведет к улучшению физического и психологического состояния организма. Следуя данным правилам, у человека начинают хорошо функционировать все системы и органы. Что улучшает физическое и эмоциональное состояние и увеличивает продолжительность жизни.

Итак, здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день [4, C. 58].

Если человек с детства ведет здоровый образ жизни, то он имеет здоровый организм и сильный характер. Но добиться данных результатов можно выполняя все его направления в комплексе. Если с раннего детства педагоги ДОУ и родители привьют дошкольнику, что входит в понятие ЗОЖ, то дальше будет совсем несложно.

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического[4, C. 58-59].

В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Однако немецкий философ Шопеграуэр А. писал: «Здоровый образ жизни для детей дошкольников – не модный стиль жизни, а необходимость»[5, C. 31]. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны педагогов приведет к тому, что в более зрелом возрасте дети с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.

Таким образом, ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Одним из основных факторов здорового образа жизни детей является фактор –«Общение с природой».

В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на природе. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа, по мнению многих специалистов, имеет огромное влияние на детей и формирования ЗОЖ.

Педиатры, педагоги и психологи говорят, что лучший способ оздоровить ребенка – это «окунуть» его в природу. Но помимо благотворного влияния на здоровье ребенка, общение с природой развивает дошкольников, являясь неиссякаемым источником для наблюдения за явлениями природы и животным миром, а также является одним из элементов нравственного воспитания [3, C. 26].

Воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца, а солнце «напитывает» ребенка витамином D.

Так, по словам М. Л. Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Также ученый считает, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности [2, C. 19].

Во многих случаях использование лекарств и фармацевтических препаратов для детей может быть значительно уменьшено, если вместо этого использовать природу в качестве естественной формы терапии. В исследованиях установлено, что многие дети значительно уменьшили проблемы с поведением и обучением после того, как провели время в общении с природой.

Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий. Это :

- утренняя гимнастика;

- прогулки и экскурсии;

- продуманное питание;

- разнообразные дидактические игры, способствующие познанию основ ЗОЖ и его составляющиx;

- ряд повседневныx занятий, приучающиx ребенка заботиться о своем здоровье.

Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия.

Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия на свежем воздухе. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения [1, C. 34].

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребенку войти в прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье. Свежий воздух жизненно важная среда для детей.

Поэтому использовать свежий воздух необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет зимний воздух в сочетании с подвижными играми, на участке детского сада.

Например, можно провести занятие «Катание на ледянке», дети друг за другом скатываются с горочки. Спуск с ледяной горы – это остро ощущаемое, протяженное взаимодействие тела с землей – вечной опорой всего движущегося.

Игра на природе – это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность.

Во время игр на природе у дошкольников формируются знания об окружающем их мире природы, совершенствуются ловкость, быстрота движений, развивается инициатива, уверенность в своих силах, проявляется активность, настойчивость, самостоятельность. При этом дети становятся сильными, выносливыми, у них развивается умение действовать смело и напористо в незнакомых условиях, воспитывается чувства дружбы, взаимопомощи и честности.

Целью и задачами занятий на природе являются :

1. Улучшать дыхание, кровообращение и обмен веществ дошкольников;

2. Удовлетворять потребность детей в движении, учить их владеть своим телом;

3. Развивать не только физические, но и умственные, нравственные качества личности;

5. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

6. Расширять и уточнять представления здоровом образе жизни;

7. Дать понятие об охране природы, закреплять правила поведения в природе;

8. Вести работу по закаливанию детского организма и укреплению здоровья детей;

9. Обеспечить длительную (соответственно возраста) двигательную активность детей в течение всего дня[6].

Например «Игры на лугу»Они планируются по тому же способу, что и игры на площадке, но с учётом природных условий. К примеру, бег с барьерами – в качестве барьеров использовались канавки, ямочки, пенёчки, сучки и прочее.

В прыжках то же самое (перепрыгни через ручеек, кто быстрее допрыгнет до кустика и т. п.). На лугу предлагается детям полежать на траве, вытянув ноги, а затем быстро соскочить на ноги и пробежать в заданном направлении.

Игры в лесу: пробежать между деревьями, не задевая их, пробежать по лесной тропинке, не наступая на корни деревьев, водить вокруг деревьев хоровод. «Найди своё дерево» (детей расставляют около деревьев, затем задаётся бег и по сигналу они должны найти дерево, около которого стояли до начала игры, «Найди такой же лист», прятки, «Птицы леса» – дети устраиваются на пенёчках, поваленном дереве, на низких сучках дерева. Это их гнёзда, вдалеке норка лисы. Птицы резвятся, а по сигналу «лиса!», они должны занять свои места [5, C. 24].

«Тропинка ловкости»дети получают задание: пробежать по тропинке так, чтобы не хрустнула ни одна ветка под ногами, не пошевелились ветви деревьев и кустиков. Неизменно проводятся различные лесные эстафеты, бега с препятствиями.

Игра «горелки» с интересной приговоркой– считалкой: «Косой, косой, не ходи босой, ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут, не найдёт тебя медведь, выходи! Тебе гореть!». Различные лазания по наклонным деревьям.

Прогулки в лес и на лесные поляны проводятся в разные времена года, подбирая игры с ознакомлением с природой в соответствие времени.

Игры малой подвижности направлены на то, чтобы снять перевозбуждение, успокоить детей перед сном, они благотворно действуют и на психику: развивают умение логически мыслить и учат сосредотачиваться.

Очень полезно использовать спокойную музыку в качестве сопровождения. Так можно увлечь не только детей со спокойным темпераментом, но и собрать маленьких непосед, например, за увлекательной настольной игрой. К таким играм относятся:

1. Настольные игры:

– лото;

– различные сортировки;

– бирюльки и др.

2. Дыхательные гимнастики и упражнения на расслабление;

3. Творческие задания по ручному труду;

– рисование;

– аппликация;

– коллажи;

– мозаики и пр.

4. Игры, в положении;

– сидя на полу;

–стульчиках;

–ковриках и т. д.)

–и лёжа (пальчиковые игры, викторины и др.).

Игра «Вода и суша». Тренировка внимательности и быстроты реакции. Все дети становятся в ровную линию.

Ведущий (сначала это воспитатель) говорит слово «суша», и вся шеренга должна прыгнуть назад, когда он произносит слово «вода»– соответственно, вперёд.

Вместо слова «вода» ведущий говорит и другие слова, имеющие отношение к воде (море, залив, ванна, лужа, река, ручей, океан, пруд, озеро и т. д.); «сушу» заменяет берег, почва, земля, дорога, остров и полуостров, песок и др.

Те, кто прыгнул невпопад, выходят из шеренги. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный, последний игрок. Он может стать ведущим. Чем старше дети, тем быстрее темп игры [1, C. 38].

Можно констатировать, что увлекательные игры про природу для детей на открытом воздухе, развивающие игры о природе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные игры на природе для детей обогащают содержание прогулок, увлекают детей и увеличивают продолжительность прогулки, что особенно важно в холодный период времени.

Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.

Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы.

При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.

Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп.

Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки.

Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях. Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке [2, C. 35].

Следует отметить формы организации работы с родителями по пропаганде ЗОЖ в детском саду.

Наглядные: информационные странички, консультации, рекомендации, плакаты, выпуск буклетов для родителей по пропаганде ЗОЖ.

Практические: совместные праздники и развлечения. Эта форма работы с родителями заслуживает особого внимания.

Благодаря системной работе, сотрудничеству с родителями, с социальными партнёрами повысится интерес к проблеме воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и их родителей. Взрослые станут больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки. Опыт, приобретённый детьми и родителями в данном направлении, позволит выработать разумное отношение к своему организму, соблюдению санитарно-гигиенических навыков, ЗОЖ.

Укрепляясь в мысли о важности непосредственного контакта человека с природой, мы неизбежно приходим к выводу, что необходимо прививать детям бережное отношение к природе. Даже обычный пикник в лесу может стать примером того, как отдохнуть и не навредить ни растениям, ни животным.

Пусть игры на свежем воздухе для детей включают в себя элементы заботы:

– посадить цветок или деревце;

– забинтовать сломанную ветку;

– убрать с дороги неосмотрительного лягушонка.

Это маленькие, но важные шаги к экологической безопасности всей планеты, а значит – к здоровью наших детей и внуков.

В заключении стоит отметить, что экологическая ситуация в нашей стране далеко не идеальна, поэтому условия жизни в современном обществепредъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования. Детский сад – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда.

Список литературы

1. Дмитриева В. Г. Большая книга развивающих заданий и упражнений. – М. : АСТ, 2014. – 96 с.

2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – с. 13-16.

3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М–»Просвещение», 2004 – 122с.

4. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М., 2015. – 105 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ. М – «Сфера», 2007 – 143 с.

6. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7. – URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ ( дата обращения: 13.10.2019).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Общение с гостем «Ваши права, дети»Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Традиция «Я дарю тебе общение»Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение с природой как условие формирования ЗОЖ
Опубликовано: 27 января 2021 в 19:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общение с природой как условие формирования ЗОЖ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зарубина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД