Оксана Денисова
Общее стойкое нарушение у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Умственная отсталость: содержание понятия….
2. Психолого – физиологические особенности детей с умственной от-сталостью…
3. Характеристика психолого-педагогических средств помощи детям дошкольного возраста с умственной отсталостью….
Список используемых источников
1. Умственная отсталость: содержание понятия.
Общим стойким психическим недоразвитием называют олигофрению, которая вызвана органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах.
Публикация «Общее стойкое нарушение у детей» размещена в разделах
Характерной особенностью дефекта при УО является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, страдают эмоционально – волевая сфера, моторика, личность в целом.
Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. В неё входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода, во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии.
Причины умственной отсталости.
Недоразвитие познавательной деятельности, в первую очередь, мышления. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская отмечают, что УО обусловлена:
1. Внутренними причинами (эндогенными) – наследственные генетические факторы, хромосомные аберрации;
2. Внешними причинами (экзогенными) – действуют на разных этапах пренатального (до родов, интранатального (в период родов, постнатального (после родов) развития.
Специфическими закономерностями при УО являются: замедленный темп психического развития, замедленный прием и переработка информации, неравномерность физического и психического развития, дисгармоничность в развитии психики (высшие менее развиты, ослаблена роль второй сигнальной системы – трудность словесной регуляции поведения.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
IQ DSM -III Российская
Международная система
71 и выше Норма норма
50 -70 Незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении дебильность
35 - 49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении имбецильность
25 - 39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении идиотия
20 и ниже Глубокая умственная отсталость
Дебильность — незначительная степень умственной отсталости, испытываются затруднения в учении. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70—80%).
Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости, испытываются трудности в обучении. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.
Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости, при которой испытываются значительные трудности в обучении. Диагностика этих грубых нарушений таких как :
- отсутствие мышления;
- собственная речь представлена в виде нечленораздельных звуков, либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования;
- обращенная речь воспринимается не по смыслу, а по интонации;
- эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищи, ощущением тепла и т. д). Формы выражения эмоций: крик, гримассы, двигательное возбуждение, агрессия и т. д. Все новое вызывает страх.
При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель, либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.
Эти нарушения возможны уже на первом году жизни ребенка.
Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетически и пренатальных исследований.
Дети дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым) расширять свои представления об окружающем мире.
2. Психолого – физиологические особенности детей с умственной отсталостью.
Дети с общим стойким недоразвитием имеют психолого – педагогические отклонения в своем развитии, что отрицательно сказывается на их социально – коммуникативном опыте и на познавательной сфере.
Н. П. Вайзман характеризует моторику детей данной категории следующим образом: нарушения статических и локомоторных функций, координации, точности, изменение темпа произвольных движений. В младшем возрасте они затрудняются принять нужную позу, не могут удерживать ее более 1-2 секунд, испытывают большие трудности в переключении движений, быстрой смене поз и действий. Особенно затруднены у детей тонкие, дифференцированные движения пальцев рук: они с трудом учатся застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, шнуровать ботинки, завязывать шнурки, часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо сильно сжимают, дергают. Значительное недоразвитие моторной, познавательной сфер детей затрудняет формирование социально-бытовых навыков, которые необходимы для их социализации.
У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Зачастую такой ребенок не может себя обслуживать.
Дети дошкольного возраста с имбецильностью в младенческом возрасте начинают позже держать головку (к четырем— шести месяцам и позже, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы.
Существуют и другие классификации по развитию моторной сферы детей с умеренной умственной отсталостью, однако в практике для работы удобно использовать классификацию, предложенную А. Р. Маллером.
Для всех детей с умеренной (тяжелой) умственной отсталостью, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, характерны грубые нарушения всех сторон психики : мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. У детей с идиотией нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности.
Дети с тяжелой умственной отсталостью отличаются резким недоразвитием двигательной сферы. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, нарушения координации движений, пространственной ориентировки. Психомоторика детей в степени тяжелой умственной отсталости характеризуется малоподвижностью и неумением удерживать взгляд на предмете, низким уровнем интеллектуального развития, резким понижением психического тонуса. Также отмечается негативизм, ускользание от внешних раздражителей, невнимательность, психическая пассивность. Недоступность операций анализа и синтеза. У детей с тяжелой умственной отсталостью, как правило, не развиваются произвольные движения, эти дети не понимают функционального назначения предметов, в связи с чем совершают неадекватные действия или не совершают никаких действий с ними [10].
В большинстве случаев детям с тяжелой умственной отсталостью недоступно осмысление окружающего, отмечается слабый интерес к окружающим объектам и игре, относительно позднее появление лепета и первых слов, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Им могут быть доступны некоторые элементарные гигиенические навыки – частичное обслуживание себя, овладение навыками общения (речевого или безречевого, расширение представлений об окружающем мире.
Таким образом, дети дошкольного возраста с нарушением умственного развития имеют множественные нарушения в своем развитии, но эти дети в разной степени подвергаются обучению тому или иному обучению. Нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему – то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» систематическое обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
3. Характеристика психолого-педагогических средств помощи детям дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.
Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста является включение родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения.
Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях.
Коррекционная помощь детям, дошкольного возраста с умственной отсталостью, может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях.
При систематической коррекционной работе родителей с умственно отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.
В странах Западной Европы и США детей с выраженными интеллектуальными нарушениями определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимально необходимые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется формированию социально-бытовых навыков.
При обучении детей с нарушением интеллекта соблюдаются принципы:
1. Смена видов деятельности;
2. Повторяемость программного материала;
3 Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую;
4. Игровая форма [20, 21];
Используемые методы в обучении детей с нарушением интеллекта : словесные, наглядные и практические.
Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).
Выводы
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком [7].
Коррекционная помощь детям, дошкольного возраста с умственной отсталостью, может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях.
При обучении детей с нарушением интеллекта соблюдаются принципы:
1. Смена видов деятельности;
2. Повторяемость программного материала;
3 Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую;
4. Игровая форма [20, 21];
В психолого – педагогических средствах помощи детям с умственной отсталостью особенно используются наглядные и практические методы работы, которые должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, словесным описанием, но речь должна включаться постепенно.
Таким образом, современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения [15].
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конвенция о правах ребенка. Издательство: Омега-Л, 2020 г.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Новая редакция с поправками и основными федеральными законами ISBN : 978-5-392-34219-8 Страниц: 320 (Газетная). Издательство: Проспект, 2021 г.
3. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
4. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Научная литература
7. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 400 с.
8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 368 с.
9. Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М. : Просвещение, 2008. — 111 с. — ISBN 978-5-09-016587-7
10. Вайзман, Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – М. : Аграф, 1997. – 128 с.
11. Верещага, И. В. Моисеева, И. В., Пайкова, А. М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха/под ред. А. М. Пайковой. -М. :Теревинф, 2021. – 60с.
12. Верещага, И. В. Моисеева, И. В., Пайкова, А. М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха/под ред. А. М. Пайковой. -М. : Теревинф, 2021. – 80с.
13. Воронич Е. А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16, 2013. – С. 17-20.
14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.
15. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. 4.
16. Екжанова Е. А., Е. А. Стребелева Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : с методическими рекомендациями, 2021 г.
17. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.
18. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. — М., 1995.
19. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб. : Речь, 2004. — 384с., илл.
20. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
21. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993
22. Ковязина И. В. Социально психологическое сопровождение развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
23. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 144с.
24. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями : кн. Для родителей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика-Пресс. 1996. – 80 с.
25. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонением в развитии : практ. Пособие / А. Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2000. – 124 с.
26. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М. : Академия, 2003 – 50 с.
27. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С. 15-26.
28. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2010 – 144 с.
29. Стребелева, Е. А. Организация модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта / Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2009. – №3. –26 –33 с.
30. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с. – (Учебное пособие).