Виктория Мацкевич
Общая характеристика развития сюжетно-ролевой игры в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
В онтогенезе ребенка игровая деятельность неотделима от психического развития ребенка, так же как общение напрямую связано с общим развитием психики. Ребенок к концу своего раннего возраста действуетопираясь на свои желания, хочет как можно больше осуществлять все действия, которые он наблюдает у взрослых. В реальной жизни ребенок не может осуществлять эти действия лечить людей, строить дома или летать на самолете. А. Н. Леонтьев подчеркивал: «. овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершаться только в игре». Проецируя деятельность взрослых в игре, ребенок дошкольного возраста расширяет возможности своих действий, а мотивация деятельности ребенка и взаимоотношений между людьми являются той сферой, которую осваивает ребенок. Дошкольнику открывается общественный смысл деятельности взрослых.
Публикация «Общая характеристика развития сюжетно-ролевой игры в онтогенезе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В основе ролевой игры лежит ситуация «как будто». Способность принять ту или иную ситуацию, дать новые названия предметам и действовать с ними на основе уже новых названий, что характеризует определенный уровень психического развития ребенка, переход на новый этап своего возрастного развития, которыйопределяет новый вид деятельности — сюжетно-ролевая игра. Самыми первыми источниками становления сюжетно-ролевой игры становятся развитие предметных действий, зарождение мотивации «действовать как взрослый» и развитие общения со взрослым.
Мы можем обобщить данные многих исследований (Е. А. Аркина, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, П. А. Рудика и других, и выделить следующие закономерности онтогенеза игровой деятельности.
1. Развитие предметных действий, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства.
2. Развитие сюжета, которое идет от бессюжетных игр к сюжетным. Развитие сюжета идет от изображения просто внешнего вида определенных явлений к передаче их смысла и согласованием с возрастом. Развитие сюжета осуществляется благодаря появлению в старшем дошкольном возрасте плана игры, хотя схематичного и неточного, но которое будет давать дальнейшую перспективу игры и уточняющего действия каждого участника. Изменения сюжета происходят и в переходе от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.
3. Из-за усиления и изменения роли развитие игровых отношений в организаторов игры к старшему возрасту, переходу от малолюдных группировок ко все более многолюдным и от неустойчивых ко все более устойчивым. Развитие игровых отношений со временем приведет к изменению характера конфликтов у детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшими; игра будет переходить от состояния игры в которой ребенок играет сам, по-своему, к игре где дети будут действовать согласованно. А взаимодействовать будуторганизованно учитывая какую на себя взяли роль.
4. Характер роли, изначально носит обобщенный характер, а затем все больше и больше будет наделяться индивидуальными чертами. Сама игра в своем начале возникает под влиянием игрушки, а в старшем возрасте —больше влияет замысел, независимо от самих игрушек, в соответствии с выбранной ролью. Мотивацией для принятия роли на себя в младшем возрасте являются привлекательные предметные действия, в среднем возрасте — сама роль, а в старшем дошкольном возрасте — стремление правдиво и убедительно выполнить роль.
Связь слова с предметом и с возможными действиями в период дошкольного детства представляет единую динамическую структуру, которая можетменяется под влиянием игровой деятельности. Ребенок дошкольного возраста учится пользоваться словом все более свободно, независимо от его непосредственного, действительного значения. Если изначально слово– это некие образы действия с называемым предметом, то затем слово используется отдельно от самого предмета, как бы заменяя его и становясь носителем характеристик предмета, действий и связей предмета. По мнению Д. Б. Эльконина, игра как раз и становится практикой оперирования словом, в которой происходят изменения отношений в системе «слово — предмет — действие».
В старшем дошкольном возрасте ребенок устанавливает для себя тенденцию к воссозданию в игре все более сложных и многообразных содержаний.
Содержание игры расширяетсяесли комбинировать и согласовывать с партнером целостные сюжетные ситуации, в результате чего мы получаем более сложные способы взаимодействия в игре. Следующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и включает его в себя. В соотношении с возрастом ребенка эти способы можно представить как последовательные этапы формирования игры.
В современных исследованиях все чащt просматривается идея того, что как сюжетная игра, так и игра с правилами не являются последовательными восходящими ступенями развития. Игра с правилами может развиваться параллельно или даже опережать появление ролевой игры в онтогенезе.
Во многих традиционных обществах ролевая игра вообще не развивается, а игры с правилами у детей появляются раньше и поощряются взрослыми.