Елена Алексеевна Кяжкина
Конспект НОД «Образ преподобного Серафима Саровского»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цели и задачи НОД:
1. Познакомить детей с жизнью преподобного Серафима Саровского, дать детям представление о жизни монахов в Саровском монастыре.
2. Развивать интерес детей к истории своего города, расширять представления детей о культурном наследии своего народа
3. Формировать духовно-нравственные качества (добродетели) - доброта.
4. Воспитывать в детях доброе отношение к окружающим, любовь и уважение к родным местам.
Состав группы воспитанников: мальчики и девочки 5-го года жизни.
Публикация «Конспект НОД „Образ преподобного Серафима Саровского“» размещена в разделах
Актуальность: Занятие приурочено ко дню памяти Преподобного Серафима Саровского.
Место занятия в программе дошкольного образования : непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социцально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: пример христианской жизни старца Серафима позволяет воспитывать в детях любовь к богу, ближнему. Формировать духовно-нравственные качества- доброта, милосердие, забота о ближнем.
Формы проведения занятия: беседа, игра, самостоятельная детская изобразительная деятельность.
Виды деятельности: речевая, изобразительная.
Предполагаемый результат: результатом духовно-нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка. В возрасте 4 лет дети готовы к принятию Бога как творца нашего мира, в котором мы живём, знакомятся с житиями святых. Ребёнку знакомо чувство стыда, он естественно воспринимает людей через призму «добрый – злой».
Словарная работа: Саров, монастырь, пустынь, монах, келья, паломники, отшельник, столпник, затворник, преподобный.
Предварительная работа: беседы о Сарове, экскурсия по городу, экскурсия к памятнику Серафима Саровского.
Схема конспекта НОД : занятие-беседа, творческая мастерская
1. Послушник Серафим.
– Ребята, как называется наш город? (Саров).
Наш город знаменит своей историей. Очень давно на месте, где стоит наш город, был мужской монастырь. Место это называлось Саровская пустынь. (Монастырь – это место, где жили монахи – люди, которые ушли от повседневной жизни и посвятили себя служению богу. Пустынь – это пустое безлюдное место).
16 июня 1706 года на Саровской пустыни была построена первая церковь. Эта дата считается днём основания Саровского монастыря. Саровская пустынь была одним из самых благоустроенных монастырей в России. Все монахи имели свои кельи. (Монах – человек, который живёт по церковным правилам. Келья – отдельная комната монаха в монастыре). Монахи возделывали землю, косили сено, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу, плели лапти, делали чётки,
изготавливали свечи.
Известность саровской пустыни росла. Росло и количество паломников (странствующие богомольцы, которые шли в Саровский монастырь за исцелением своих душевных и телесных болезней.
Особой известностью у паломников пользовались монахи – отшельники, жившие по берегам реки Саровки. Одним из таких монахов был преподобный Серафим Саровский.
Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года, в то время, когда Россией правил царь-батюшка. Звали Серафима тогда по другому :
Прохор Мошнин. Люди в те времена были все верующие и любили ходить в церковь. Семья Прохора жила в городе Курске. В 19 лет Прохор надел на спину котомку с сухарями, взял посох и отправился в далёкий Саровский монастырь, окружённый дремучими лесами.
Там он стал послушником. Послушники слушались не только игумена (настоятеля монастыря, но и всех монахов, выполняли все работы, которые им назначали. Молодой послушник и перед работой и после неё сразу бежал в церковь на богослужение. Был он и большим постником: держал строгий пост, ел очень мало. Почему?
Чтобы себя не избаловать. На этих «трёх китах» и держится настоящий монах – на молитве, на посте да на труде-послушании.
8 лет проходило испытание послушника Прохора. Затем его постригли в монахи: игумен ножницами крестообразно состриг с головы послушника Прохора по небольшой пряди и дал ему новое, монашеское имя Серафим.
Тогда он был высоким, широкоплечим, голубоглазым и светловолосым – настоящий русский богатырь!
После пострижения Серафим стал отшельником : ушёл в пустынное место, в лесную чащу, где только могучие сосны вокруг да лесные звери и птицы. Ушёл, чтобы молиться, да не как-нибудь, а так горячо, чтобы Бог услышал его молитву и откликался на неё. Было ему в это время 35 лет. Срубил Серафим на берегу лесной речушки домик-келью, развёл огород, посадил картошку, свёклу, лук. Хлеб он брал из монастыря каждую неделю. Ночью у кельи собирались волки, лисы, зайцы и другие звери, он кормил их. Больше всего подружился Серафим с медведем, который даже служил ему: перекатывал брёвна и большие камни-валуны. Медведь не боялся Серафима, он, как ручной, брал кусок хлеба из его рук и, сладко почмокивая,с аппетитом ел.
2. Физкультминутка «У медведя во бору».
– Ребята, давайте пригласим медведя на нашу полянку и поиграем вместе (проводится подвижная игра «У медведя во бору»).
3. Серафим Саровский – великий святой.
– А сейчас давайте вернёмся к домику Серафима и послушаем, что же там произошло.
А там случилась беда. Пришли к Серафиму три разбойника и потребовали денег. Злодеи кинулись в келью искать сокровища, всё перерыли, разломали даже печь и пол, но ничего, кроме иконки да нескольких картофелин, не нашли. Разбойники жестоко избили отца Серафима. Отец Серафим чудом выжил. Придя в себя, он сумел добраться до монастыря и там долго лежал больной – все рёбра перебиты, голова проломлена, грудь изранена. Лекари, вызванные из Арзамаса, не думали, что он останется в живых. Но он выжил!
Правда с тех пор сильно сгорбился и стал ходить, опираясь на посох.
Вскоре отшельник Серафим стал столпником. (Столпники – это люди, которые молились, стоя день и ночь на широком столбе-башне). Он стал молиться день и ночь, стоя на камне-валуне на коленях с воздетыми к Богу руками. Молился он так 1000 дней и ночей (почти три года) – и в стужу и в зной, не обращая внимания на дождь и снег, на комаров и слепней. После столпничества он стал молчальником, совсем перестал разговаривать, чтобы ни на минутуне отвлекаться от молитвы.
Так провёл отец Серафим в лесу 15 лет. Игумен приказал ему вернуться в монастырь, где он стал затворником. В своей келье он молился, молился за всю нашу Россию-матушку, за весь народ русский.
В 1825 году старец Серафим вышел из затвора и поселился у родника, где ему поставили небольшой сруб. Это место стали называть Ближней пустынкой. Своими руками Серафим выкладывал родник камнями. К старцу Серафиму потянулись паломники, услышав о его чудесных дарах – целительстве, прозорливости и ясновидении. Из источника брали воду, омывались ей. Старец Серафим исцелял больных, утешал несчастных и давал приходящим к нему советы, как им правильно поступить в том или ином случае, чтобы избежать беды. В келье у батюшки немые начинали говорить, слепые – видеть, парализованные – ходить. Всего семь лет встречался преподобный
Серафим Саровский с богомольцами, приходившими в Саровскую пустынь. Каждого приходящего приветствовал он словами: «Радость моя!». В последние годы его жизни к нему приходили тысячи людей.
Преподобный Серафим Саровский скончался 2 Января 1833 года в своей келье, стоя на коленях перед своей любимой иконой «Умиление».
Через 70 лет после его кончины Серафима Саровского канонизировали и причислили к лику святых.
4. «Лесные друзья отца Серафима»
Детям предлагают слепить из пластилина (слоёного теста, глины) лесных животных, которые приходили к келье Серафима Саровского. Работы оформляются в сюжетную композицию.